Комментарий Минкультуры России по кадровым изменениям в Новосибирском академическом театре оперы и б

В результате конфликта вокруг постановки оперы «Тангейзер» в Новосибирске возникла нездоровая ситуация, которая, к нашему глубокому сожалению, потребовала вмешательства Министерства культуры РФ.

Б.М.Мездрич уволен с должности директора Новосибирского государственного академического театра оперы и балета за нежелание учитывать в своей деятельности сложившиеся в обществе ценности, за неуважение к мнению граждан и невыполнение рекомендаций учредителя.

В своей деятельности Министерство культуры исходит из безусловного уважения права на свободу художественного творчества — и из безусловного признания права граждан на уважение значимых для них ценностных оснований.

К сожалению, уже в самой постановке «Тангейзера» содержались сцены, вызвавшие публичные и острые протесты.

В течение нескольких месяцев министерство пыталось добиться от Б.М.Мездрича понимания некорректности допущенных им действий, в течение нескольких месяцев пыталось сохранить его как руководителя театра.

Несмотря на неоднократные требования со стороны общественности, многих деятелей культуры, членов Общественного совета принять административные, финансовые, кадровые решения, Минкультуры России, как учредитель, фактически взяло театр под защиту, предоставив руководству шанс исправить ситуацию и призвав стороны к урегулированию конфликта. (Позиция министерства по итогам слушаний.)

Но бывший директор так и не смог осознать, что вне зависимости от своего отношения к той или иной религии чувства верующих имеют право на уважение. Ситуация, когда они подвергаются демонстративному глумлению, оборачивается жестким противостоянием в обществе, нередко приводящим, как мы недавно видели, к человеческим жертвам. Общество, зрители так и не увидели со стороны руководства театра понимания ситуации, не услышали извинений.

И главное — не увидели понимания простой вещи: федеральный академический театр — это в первую очередь институт просвещения, а не заведение для эпатажа и провокационной саморекламы за государственный счет.

Упрямое высокомерие, неготовность к диалогу и нежелание разъяснять свой замысел недопустимы для руководителя федерального академического учреждения.

С другой стороны, и представителям конфессий необходимо понимать, что уважение к церкви достигается не через обращения в правоохранительные органы, а через терпеливую, вдумчивую проповедь и разъяснение своей системы ценностей.

Вопросы творчества и художественных образов не должны обсуждаться ни на массовых митингах, ни тем более в судах.

Надеемся, что все стороны извлекут из «дела о постановке «Тангейзера» правильные уроки.

Призываем руководство Новосибирской епархии отозвать свое обращение в прокуратуру, ведя в дальнейшем дискуссии в формате взаимоуважительного диалога.


КОММЕНТАРИИ:

Борода Александр, президент Федерации еврейских общин России, член Общественной палаты РФ:

«Я поддерживаю решение Министерства культуры об увольнении директора Новосибирского театра оперы и балета. Считаю, что свобода творчества заканчивается там, где начинается оскорбление чувств верующих, оскорбление личности, где призывают к насилию, где на сцене или экране идет речь о разврате и распутстве и о тех, к сожалению, сейчас активно пропагандирующихся псевдоценностях, которые на самом деле разлагают общество. По-настоящему директор театра должен думать о том, что он хочет донести до зрителя, что он созидательно хочет принести в зрительный зал. В данном случае руководитель Новосибирского театра мог принести не просто негатив в умы тех, кто пришел посмотреть спектакль, а мог стать причиной большого раздора, большого межнационального и межрелигиозного конфликта. Люди, занимающие такие посты, должны понимать глубину ответственности, понимать, что они делают, подразумевая все возможные последствия. Министерство приняло абсолютно верное государственное решение с точки зрения согласия в обществе, уважения к россиянам разных конфессий. Это правильное и примиряющее решение».

Герасимов Евгений, режиссер, председатель Комиссии Московской городской думы по культуре:

«Поддерживаю решение руководства Минкультуры России. Надо уважать людей, для которых ставишь спектакли, снимаешь кино. Да, режиссер, как правило, увлекается своей постановкой, замыслом. И не всегда способен со стороны взглянуть на свое детище. И тут должен брать на себя ответственность руководитель театра. Ответственность за то, что делается. Особенно в учреждениях, которые финансируются из бюджета, то есть на деньги налогоплательщиков, зрителей. И если зрители негодуют от того, что видят на сцене, значит, руководитель должен иметь смелость признать ошибку и, конечно, найти в себе силы извиниться перед теми, чьи чувства были оскорблены. Насколько я понимаю, он этого не сделал».

Кончаловский Андрей, режиссер:

«События, которые разворачиваются вокруг постановки оперы «Тангейзер», являются симптоматичным, знаковым явлением. У меня не вызывает возражения решение Министерства культуры о назначении новым директором театра Владимира Кехмана. Кехман — уважаемый театральный менеджер, и, наверное, это назначение правомерно, но меня волнуют более глубокие причины театрального скандала в Новосибирске.

Нельзя не видеть, что назревает глубочайший разрыв между рядовым зрителем и эстетикой молодых художников, ищущих новые формы. Это происходит не только в изобразительном искусстве, но и в театре. Этот разрыв начался не сегодня, а где-то в начале прошлого века, когда выработалась формула успеха — скандал важнее художественной ценности замысла. Этот разрыв в России принимает иногда странные, такие уродливые формы, как выставки с иконами в экскрементах или перформанс с прибитыми к брусчатке Красной площади гениталиями.

Папа Франциск в своем выступлении перед Европарламентом в Страсбурге очень проницательно выявил главную причину глобального кризиса европейской цивилизации. Европа перепутала цели и средства: материальные ценности, деньги, вместо того чтобы быть только средством, стали целью, подменив человека, — средством же стал человек.

В искусстве эта подмена выражается в том, что целью стал успех у критики, скандал, а средством стал автор, который безжалостно приносится в жертву. Вопиющее пренебрежение к замыслу автора мне видится и в так называемой афише «Тангейзера». Но главной жертвой становится все-таки зритель, который, может, в первый раз пришел послушать Вагнера и погрузиться в мир, волновавший великого композитора.

Не исключаю, что решение Минкультуры встретит яростное сопротивление ратующих за неограниченную свободу творчества. Им я хочу напомнить слова Андре Жида: «Когда искусство теряет свои цепи, оно становится прибежищем химер».

Курленя Константин, ректор Новосибирской государственной консерватории:

«Начнем с того, что приказы начальства не обсуждаются, а выполняются. Это решение нельзя назвать неожиданным, потому что в контексте той ситуации, которая продолжает раскручиваться вокруг «Тангейзера», оно является абсолютно мотивированным, оправданным. Других решений быть не может, поэтому с ним надо согласиться и продолжать работать дальше».

Легойда Владимир, председатель Синодального информационного отдела РПЦ:

«Владимир Мединский принял все возможные меры для налаживания диалога. Полагаю, что в данной ситуации Министерство культуры старалось сделать все возможное для предотвращения необходимости принятия кадровых решений. По существу, Министр культуры сам выполнил все функции, ответственность за которые лежала на директоре театра Б.Мездриче. В условиях дефицита диалога между Новосибирским театром и местной общественностью Министерство культуры инициировало обсуждение этой очевидно конфликтной ситуации. Затем, по итогам открытой дискуссии, в пределах своих полномочий сформулировало компромиссные рекомендации и направило их в театр. Когда эти рекомендации не были выполнены, Министр принял решение в рамках своей компетенции, которое, как я слышал, не оспаривается бывшим директором театра».

Магомедов Магомедсалам, заместитель руководителя Администрации Президента РФ:

«Решение Министерства культуры в этой ситуации — единственно правильное и верное. Новосибирская постановка оперы «Тангейзер» привела к противостоянию светской и религиозной общественности. Здесь такая интерпретация Вагнера, что она не понравилась большому количеству людей, задела чувства верующих, а этого допускать нельзя. Считаю, что мы не имеем права, особенно государственное творческое учреждение, ставить такие произведения, которые возмущают какую-то часть населения и наносят оскорбление чувствам. Этого допускать нельзя. Здесь, как на лакмусовой бумажке, отражаются трудности нашей работы в реализации государственной национальной политики. Из любой, казалось бы, мелочи можно путем манипулирования общественным сознанием раздуть межконфессиональное противостояние. Надо будет и дальше прослеживать, чтобы на площадках важных и общероссийских были произведения, которые направлены на сплочение наших людей, на единство народов страны, а не те, которые раскалывают общество».

Марченко Александр, директор Новосибирской специальной музыкальной школы:

«Подобная линия на «осовременивание» в соответствии с режиссерскими представлениями классических произведений, к сожалению, прослеживается в театре на протяжении ряда лет. Безусловно, театр имеет право на эксперимент. Но только, на мой взгляд, на художественно оправданный эксперимент. А не как попытку использовать шедевр для того, чтобы преподать публике свою якобы отличную от общепринятой версию, интересную по большей части лишь режиссеру-постановщику. А это уже область ответственности руководства театра и за экономику, и за репертуарную политику. Ссылки на свободу творчества и авторского самовыражения в данном случае неуместны. Необходимо учитывать ответственность руководства театра за возможные последствия осуществленной постановки».

Сотириади Рената, режиссер, замдиректора Театра на Таганке:

«Сначала я увидела фотографии, затем — видеозапись. Как профессионал посмотрела весь спектакль. Очевидно — там есть контекст, оскорбляющий чувства верующих людей. Новосибирский театр оперы и балета — это величина, это знаковый театр не только для нашей страны. И его репертуар должен быть профессионально выверен, здесь ключевой подход — аккуратное отношение к содержанию, здравый смысл в подборе спектаклей. А для экспериментов есть малые сцены и лаборатории. Решение Министра — абсолютно закономерный шаг, он не должен оправдываться».

Шахназаров Карен, режиссер, зампредседателя Совета по культуре при Президенте РФ:

«Новосибирский театр — государственное учреждение культуры. И государство, финансируя его деятельность, в том числе и театральные постановки, имеет право не только высказывать пожелания и замечания к сценарию, трактовке произведений, но и, в случае разночтений с руководством театра, невыполнения со стороны руководителя требований Министерства культуры, уволить директора. Хотя до этого, конечно, лучше не доводить. Всегда можно найти необходимый компромисс».

Архимандрит Тихон (Шевкунов), ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре:

«Совершенно правильное и закономерное решение. Определенно, без экивоков обозначена позиция руководства Министерства культуры России.

Появилась робкая надежда, что, быть может, будет положен хотя бы какой-то предел вивисекции классики, бесстыдным скандалам, эпатажу, безответственным провокациям социальных конфликтов как чудовищно пошлым и бездарно-занудным методам подмены настоящего искусства агрессией так называемого личного видения и самовыражения».


ПУБЛИКАЦИИ СМИ ПО ТЕМЕ:

Щеблыгин: Директора Новосибирского театра уволили правильно

Член Совета Федерации Сергей Щеблыгин поддерживает решение Министра культуры Владимира Мединского, уволившего директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича из-за скандальной оперы «Тангейзер».

Как сказал «Интерфаксу» сенатор, это решение является абсолютно правильным. «Я солидарен в этом вопросе с главой Минкульта и считаю, что это решение об увольнении является юридически выверенным. И если бы я сегодня был в Новосибирске, то стоял бы плечом к плечу с протестующими против столь вольной интерпретации классического произведения», — заявил С.Щеблыгин, являющийся членом Комитета по культуре верхней палаты парламента.

По его мнению, недопустимо показывать образ Христа «в каких-то там модернистских конструкциях». «Недопустимо использовать почитаемые образы для оформления спектакля, вызывая тем самым скандал и раскол в обществе», — пояснил собеседник агентства.

Такая трактовка режиссера оскорбляет чувства, в том числе верующих, подчеркнул сенатор.

«Я видел самые разные интерпретации тех или иных классических вещей, но в данном случае используется образ Спасителя и при этом затрагиваются в неуважительном ключе чувства верующих — это невозможно поддержать», — констатировал С.Щеблыгин.

Он напомнил, что режиссера спектакля не раз просили убрать спорные и оскорбительные моменты спектакля, однако тот этого не сделал. «Если бы режиссер убрал те моменты, которые вызывают возмущение общественности, то ничего бы этого не произошло», — уверен сенатор.

По его мнению, оперу необходимо отредактировать таким образом, чтобы она не задевала чувства верующих. «Есть классическое либретто Вагнера. И зачем нужно было переделывать классику таким образом, чтобы Иисус Христос выступал в качестве действующего лица с какими-то определенными размышлениями. Поэтому если хотят оставить спектакль, то его надо существенно подредактировать, убрав все, что оскорбляет чувства верующих», — подчеркнул С.Щеблыгин.

При этом, добавил он, в оперу нужно внести «приличную интерпретацию». «Нельзя, каким бы творческим ни был режиссер, делать то, что людей раскалывает, ведет их стенка на стенку», — заявил сенатор.

nsn.fm/hots/shcheblygin-direktora-novosibirskogo-teatra-uvolili-pravilno.php

Казакова: «Тангейзер» обидел многих людей

Постановка оперы «Тангейзер» в Новосибирском театре оперы и балета оскорбила чувства верующих и обидела многих людей, считает депутат Госдумы от «Единой России», руководитель партийного проекта «Культура и время» Ольга Казакова.

«Я не могу относиться положительно к постановке «Тангейзер». Вещи, которые оскорбляют религиозные чувства людей, не могут заслуживать уважения», а опера «Тангейзер», «сыграв на очень ранимой теме, обидела многих», считает депутат.

По ее мнению, работы других режиссеров показывают, что можно создавать интересные вещи, не играя на грани фола. «Можно обходиться без голых сцен, мата, без нарушения нравственных принципов. Можно делать без всего этого хорошие постановки, и на них будут идти зрители», — убеждена парламентарий. «Почему наши режиссеры не используют нравственные ориентиры? Зачем в угоду кассовому сбору надо делать такие вкрапления, которые нарушают все нравственные принципы?» — задается вопросом Казакова.

Комментируя приглашение генерального директора Большого театра Владимира Урина постановщика «Тангейзера» Тимофея Кулябина к сотрудничеству, депутат выразила уверенность, что «после скандала в Новосибирске все работодатели сделают вывод». «Работу режиссера обычно оценивают комплексно. Возможно, Кулябин проявил себя хорошо в других постановках. Но опера «Тангейзер» оскорбила многих, а работодатели думают прежде всего о зрителях и отталкиваются в своих решениях от их реакции», — цитирует заявление Казаковой пресс-служба «Единой России».

Скандальная опера «Тангейзер» была поставлена на сцене Новосибирского театра оперы и балета в декабре 2014 года. Действие в спектакле перенесено в наши дни. В версии режиссера Тимофея Кулябина Иисус Христос стал героем эротического фильма, который снимает рыцарь Тангейзер.

После обращения в прокуратуру митрополита Новосибирского и Бердского Тихона против режиссера спектакля и директора театра Бориса Мездрича были возбуждены административные дела по статье «Умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение».

nsn.fm/hots/kazakova-tangeyzer-obidel-mnogikh-lyudey.php


Минкультуры пояснило причины увольнения Мездрича

Уволенному директору Новосибирского театра оперы и балета Борису Мездричу ранее было предложено принять ряд мер в связи с постановкой оперы «Тангейзер» режиссера Тимофея Кулябина, однако он не выполнил рекомендации. Об этом в эфире телеканала «Россия 24» рассказал заместитель Министра культуры России Владимир Аристархов, передает «Интерфакс».

По его словам, министерство заявило о недопустимости постановки на бюджетные деньги спектаклей, которые «вносят раскол» в общество и «оскорбляют огромную массу жителей». При этом Мездричу «было указано на недостаточность контроля за тем, что происходит в театре, что ставится, и было предложено принять ряд мер».

В частности, было предложено убрать постер, на котором между ног обнаженной женщины изображен распятый мужчина. Также было рекомендовано «внести определенные иные изменения в обстановку, чтобы убрать оскорбляющие людей моменты, извиниться перед всеми вольно и невольно оскорбленными, а также разъяснить, в чем смысл постановки, в чем смысл, замысел Вагнера, который ничего такого не имел в виду, кощунственного», уточнил Аристархов.

Из всего этого был выполнен лишь один пункт — убран постер. Однако не последовало ни извинений, ни разъяснений, ни изменений, которые было рекомендовано внести.

«Возможны любые самые смелые трактовки классики, но они не должны быть кощунственными и оскорбительными», — подчеркнул замминистра. «Но также мы не считаем правильным, когда споры в области творчества решаются в судах путем массовых митингов. Это неправильно», — подчеркнул он.

Ранее стало известно об увольнении Мездрича с должности директора Новосибирского театра оперы и балета. Новым директором назначен Владимир Кехман, возглавляющий Михайловский театр в Санкт-Петербурге.

www.rbc.ru/rbcfreenews/55181f909a7947f22cdcc34b

Глава комитета Госдумы считает, что «Тангейзер» поставили для дестабилизации общества

Глава комитета Госдумы Ярослав Нилов считает, что целью постановки оперы «Тангейзер» в Новосибирском театре была дестабилизации общества. Об этом сообщает «Интерфакс».

«Вся эта история привела к тому, что общество начали раскачивать и делить пополам, сегодня в Новосибирске пытаются устроить дестабилизацию — это, видимо, и есть та цель, для чего такую оперу поставили в Новосибирске», — заявил Нилов.

По его словам, администрация должна была осознать «остроту» религиозного вопроса и не допустить постановку оперы.

www.gazeta.ru/culture/news/2015/03/29/n_7060725.shtml

Магомедов: репертуар гостеатров, возможно, надо просматривать

Замглавы Администрации Президента РФ Магомедсалам Магомедов считает, что принятое Минкультом РФ решение об увольнении директора новосибирского театра Бориса Мездрича правильное. «Надо будет и дальше прослеживать, чтобы на площадках важных и общероссийских были произведения, которые направлены на сплочение наших людей», — добавил он.

Репертуар государственных театров перед показом, возможно, нужно просматривать во избежание ситуации с постановкой оперы «Тангейзер» в Новосибирске, считает замглавы Администрации Президента РФ Магомедсалам Магомедов.

Ситуация вокруг новосибирской постановки оперы «Тангейзер» вызвала широкий общественный резонанс после того, как митрополит Новосибирский и Бердский Тихон заявил, что в опере не по назначению используется церковная символика, что возмущает верующих.

«Я сегодня беседовал с Министерством культуры. Наверное, надо на каком-то этапе смотреть репертуар, особенно государственных театров», — сказал Магомедов журналистам в понедельник.

«Здесь такая интерпретация Вагнера, что она не понравилась большому количеству людей, задела чувства верующих, а этого допускать нельзя. Считаю, что мы не имеем права, особенно государственное творческое учреждение, ставить такие произведения, которые возмущают какую-то часть населения и наносят оскорбление чувствам. Этого допускать нельзя», — сказал он.

Магомедов считает, что принятое Минкультом РФ решение об увольнении директора новосибирского театра Бориса Мездрича правильное. «Надо будет и дальше прослеживать, чтобы на площадках важных и общероссийских были произведения, которые направлены на сплочение наших людей, на единство народов страны, а не те, которые раскалывают общество», — сказал замглавы Администрации Президента.

В свою очередь, губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий назвал показ постановки оперы «Тангейзер» «совершенно безобразным случаем». По его словам, тем самым был дан повод для оскорбления чувств верующих, что недопустимо ни государственному, ни частному театру.

«Сейчас главное — найти грань допустимого. И к цензуре нельзя возвращаться, но и в то же время видеть эту грань какой-то совещательный орган с участием экспертного сообщества должен. Здесь есть над чем думать», — сказал Городецкий.

Он также считает, что региональный Минкульт запоздал с профессиональной оценкой спектакля.

Прокуратура возбудила административные дела в связи с «осквернением предметов религиозного почитания» в отношении режиссера-постановщика оперы «Тангейзер» Тимофея Кулябина и директора Новосибирского государственного оперного театра Бориса Мездрича, который допустил оперу к показу. Однако суд прекратил административные дела в связи с отсутствием состава преступления. Прокуратура обжаловала это решение.

В воскресенье стало известно, что Мездрич уволен с поста директора Новосибирского государственного оперного театра, а на его место назначен Владимир Кехман, директор Михайловского театра в Петербурге.

ria.ru/culture/20150330/1055367561.html


Позиция Минкультуры по итогам общественных слушаний по поводу конфликта вокруг оперы «Тангейзер»

13 марта 2015 года в Министерстве культуры РФ прошли общественные слушания по поводу конфликта, возникшего в связи с постановкой оперы Вагнера «Тангейзер» в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета. В обсуждении приняли участие представители Русской православной церкви, двух рабочих групп Общественного совета при Минкультуры России (по вопросам театрального искусства и по вопросам государственной политики в сфере культуры), эксперты и руководители учреждений культуры.

Как известно, отдельные элементы постановки оперы «Тангейзер» возмутили православную общественность, которая сочла их оскорбительными. Это спровоцировало социальное напряжение, выразившееся в ряде протестных выступлений.

Минкультуры России считает недопустимым вольное или невольное выражение неуважения к традиционным ценностям, проявленное руководством театра и режиссером-постановщиком, и указывает директору театра Б.М.Мездричу на недостаточность контроля за возглавляемым им учреждением.

Не покушаясь на свободу творчества, мы, безусловно, полагаем возможными самые смелые трактовки театральной классики на экспериментальных сценах. Однако государственные академические театры должны не только предупреждать своих зрителей о нестандартных прочтениях классических произведений, но и стараться объяснить замысел авторов и происходящее на сцене, проявлять уважение ко всем категориям своих зрителей; при этом избегать постановок, способных спровоцировать раскол в нашем многонациональном и многоконфессиональном обществе.

К сожалению, руководством театра были проигнорированы первые протесты общественности. Это привело к эскалации конфликта, его переходу из публичного пространства в формат судебных разбирательств, что также представляется нам излишним и неконструктивным.

Минкультуры считает правильным внести в постановку необходимые изменения, а также принести публичные извинения всем, чьи религиозные чувства были задеты. Не считая цензуру допустимой, мы напоминаем о нашем праве, более того — обязанности в рамках реализации Основ государственной культурной политики принимать в крайних случаях административные и финансовые меры в отношении государственных учреждений культуры, в том числе — лишать финансирования подобные постановки.

В связи с большим количеством запросов о суммах финансирования постановки оперы «Тангейзер», гонорарах режиссера и актеров, Минкультуры России организует проверку финансово-хозяйственной деятельности Новосибирского государственного академического театра оперы и балета.

КОММЕНТАРИИ

Калягин Александр, председатель Союза театральных деятелей России:

«Я бы смягчил некоторые формулировки, потому что все перепуганы: сейчас начнется давление со всех сторон. Но, безусловно, ответственность за все происходящее несет директор театра, с этим я согласен».

Кехман Владимир, генеральный директор Михайловского театра:

«Мой учитель Елена Васильевна Образцова часто повторяла: «Я пою только потому, что Господь дал мне талант, а без Господа я никто». То, что было сделано в Новосибирском оперном театре, — это кощунство. Я, как человек верующий, крещеный, православный, как еврей, воспринимаю это как оскорбление. Это демонстрация внутреннего нечестия в стиле и духе союза воинствующих безбожников. Не скрою, я разговаривал сегодня с Мездричем, и он мне сказал, что спектакль этот не отдаст и пойдет до конца. Считаю, что он обязан подать в отставку, а спектакль нужно снять с репертуара».

Легойда Владимир, председатель Синодального информационного центра РПЦ:

«Все-таки очевидно, что это не Вагнер, а «по мотивам» Вагнера. Ну, давайте так честно и будем говорить и писать. В том числе на афишах. Чтобы зритель понимал, куда он идет… Кроме того — вопрос гражданина — поддерживаю то, что сегодня звучало: насколько вот этот «как бы Вагнер» должен финансироваться государством?»

Смирнов Геннадий, заместитель председателя СТД:

«Свобода нигде не является абсолютной. Нигде не дозволено, прикрываясь ею, действовать, не думая о последствиях. Творческая деятельность должна рассматриваться как служение обществу. Вот я думаю, что режиссер-постановщик об этом бы должен был задуматься прежде всего. О своей миссии как художника. О своей ответственности перед обществом. И тогда, я думаю, и градус этого общественного обсуждения был бы совсем иным».

Урин Владимир, генеральный директор Большого театра:

«Перевод ситуации вокруг новосибирской постановки в плоскость общественного обсуждения, а не судебных разбирательств, на мой взгляд, единственно правильная позиция. Рад, что Минкультуры выбрало этот путь. Кроме того, министерство вновь заявляет о недопустимости цензуры и декларирует свободу творчества.

Не могу не согласиться с тем, что театр должен доносить до зрителя информацию о спектаклях. Особенно если речь идет о современных, экспериментальных постановках классики. Убежден: зритель должен знать, на какой спектакль он приходит».

Шаргунов Сергей, писатель:

«Здесь не должно быть охоты на ведьм! Но действительно отвратительный, оскорбительный постер, вот действительно разжигает рознь. И это, на мой взгляд, недопустимо, тем более при поддержке государства».

Архимандрит Тихон (Шевкунов), ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре:

«Можно поприветствовать, что обсуждаемая сегодня проблема с провокативной постановкой «Тангейзера» вышла из судебно-процессуального пространства. Никому не нужна война против даже самых спорных направлений культуры — она может быть бесперспективной и привести ко многим бессмысленным потерям.

Тем большая ответственность теперь ложится на тех, кто определяет направления сегодняшней российской культуры, кто принимает решения, какими должны быть поддерживаемые государством проекты».

Ссылки по теме:

www.interfax.ru/culture/430318

«Мы призываем представителей органов власти не допускать событий, таких как новосибирская постановка оперы «Тангейзер», оскверняющая образ Иисуса Христа; карикатуры на пророка Мухаммеда, распространявшиеся в Бельгии и Франции; оскорбляющая память миллионов жертв холокоста польская выставка, проходившая в Эстонии; разрушение в Афганистане буддийских святынь», — говорится в заявлении, подписанном митрополитом Новосибирским и Бердским Тихоном, имам-хатыбом соборной мечети Новосибирска Салимом Шакирзяновым и главным раввином региона Шнером Залманом Заклосом».

www.islam.ru/content/analitics/13309

«Позиция ислама в отношении этого спектакля и подобных провокаций однозначна — это недопустимо».

Стенограмма заседания Общественного совета при Минкультуры России 18 февраля 2015 года

ИВЛИЕВ Г.П., Статс-секретарь — заместитель Министра

Коллеги, добрый день! Извините, что задержали начало Общественного совета. Владимир Ростиславович сейчас придет и поприветствует нас на этом заседании. Он поручил мне открыть заседание с тем, чтобы мы смогли провести обсуждение очень важного и значительного для всей системы защиты авторских прав вопроса.

Как вы знаете, и в прошлом году, и в позапрошлом году Министерство культуры выступало с инициативой разработки антипиратских законов. И если в позапрошлом году наша инициатива антипиратская была внесена с проект, которым защищалось только кино в облегченном порядке, то инициатива прошлого года трансформировалась в принятие еще одного антипиратского закона, которым защищаются все объекты интеллектуальной деятельности в этом упрощенном судебном порядке. И закон этот вступит в силу с первого мая этого года. Мы надеемся, что законопроект даст новые рычаги для борьбы с пиратством в интернете, и вообще во всей нашей системе.

Но, несмотря на то, что закон, который вступает с первого мая, предусматривает досудебные урегулирования взаимоотношения интернет посредника и правообладателя, эта норма проведена, но она сделана только как регулятивная. К ней не было установлено механизма ответственности. Министерство культуры предлагало установить жесткую ответственность за не соблюдение этого досудебного порядка урегулирования в спорах о легальности размещения того или иного произведения в интернете. Этот вопрос остался на будущее. Но в целом наиболее острый вопрос, который родился уже после того, как закон был в Думе принят в этой редакции, очевидно, как реализация на не урегулированность этого вопроса, мы по-прежнему считаем, что с борьбе с пиратством мы сделали еще не все возможное и будем продолжать эту работу.

И как знаковый сигнал в этой сфере появилась инициатива деятелей культуры, которые обратились к Президенту продолжить меры по борьбе с пиратством, чтобы эту проблему решить. И как поняли, речь уже идет о так называемой глобальной лицензии. Это было поручение Президента и Правительства проработать этот вопрос. И этот вопрос, естественно, прорабатывался Министерством культуры. И мы именно по этой проблеме хотели бы вам доложить и посоветоваться, учитывая, что вопрос в общественной жизни приобрел очень резкое звучание. Мы измеряли общественное мнение в различных плоскостях. И мы полагаем, что должны профессионально доложить о том, какие предложение все-таки в итоге имеются, как они оформлены, как они сделаны, обсудить их, и затем принять решение в отношении этой инициативы.

Мы по предложениям, которые к нам поступили от деятелей культуры, разработали проект изменений в наше законодательство, который этим предложением о введении глобальной лицензии придает законодательную форму. Мы предварительно этот проект разослали в ряд министерств и ведомств, к чьей компетенции это относится, и получили от них их позицию. Позиция отрицательная, но это не означает, что мы закончили работу над этой темой. От нас ждут обстоятельного доклада с нашей позицией и с вашим мнением. И именно поэтому мы думаем, что целесообразно обсудить это на Общественном совете, и выйти уже в более широкое обсуждение.

Мы ту законодательную процедуру, которая сейчас предусмотрена, еще не начали. Следующий этап это представление на сайте, на котором проводится масштабное обсуждение в масштабе всей страны. Поэтому нам необходимо также посоветоваться о ходе дальнейшего общественного обсуждения этот вопроса. Мы предлагаем вне зависимости от того, какое мнение здесь будет преобладать, такое общественное обсуждение с заключением уже всей общественности, провести.

Суть проекта достаточно понятна и проста. Мы видим, что от пользования пиратским контентом правообладатели теряют значительную часть своих доходов. Это касается всех: и книжной деятельности, и кино, и музыки. Мы видим, как все сложно обстоит.

Предложение достаточно радикальное. Оно соответствует тому, что происходит у нас в обществе. Деятельность организаций по коллективному управлению правами, которая сейчас налажена, это деятельность, которая позволяет уже миллиарды рублей возвращать авторам от тех пользователей, которые это делают без их согласия. Свободное использование очень важно. При этом, конечно, мы должны смотреть на предлагаемое регулирование с точки зрения и авторов, и граждан, и интернет сообщества. Позиций здесь несколько. Они разные. Но этой теме придают такую резкость и остроту, как будто она появилась вот с этим письмом. Это не так. Ко мне в Министерство культуры уже дважды обращались крупнейшие интернет компании с подобным аналогичным предложением. При этом это предложение прорабатывалось на уровне правительства. Поэтому для нас это предложение не является новым. Но, очевидно, оно сейчас уже сформулировано настолько актуально, актуализировано и своевременно, что может быть реально оформлено в виде законопроекта. Могу сказать, что да, это уже не просто проект, предложенный группой деятелями культуры. Это проект, который проработан специалистами Министерства культуры в качестве самостоятельного законопроекта. И его рассмотрение и его принятие может привести к коренному изменению всей ситуации в интернете.

Это как бы мое вступительное слово. Я специально не формулирую позицию. Мы предложим сейчас высказаться инициаторам. Предложим высказаться членам Общественного совета. Мы пригласили специально Министерство связи, которое выскажет свою позицию. И чтобы обсуждение было ясным и понятным.

Я единственно, что прошу – говорить профессионально, без лишних эмоций, а то у нас бывает зашкаливание температуры обсуждений. Давайте в Министерстве культуры обсуждать это по существу, профессионально, чтобы говорить по сути вопроса, а не по личностям.

Слово Пожигайло Павлу Анатольевичу.

ПОЖИГАЙЛО П.А.

У нас записалось 30 выступающих, а хотели за час закончить. Я постараюсь все-таки объяснить, о чем идет речь, поскольку, когда сам был статс-секретарем, разрабатывал закон по авторским правам. Главная задача в законодательстве об авторских правах, чтобы деньги, которые эти общества собирают у населения, шли на мотивацию творчества, чтобы творческие люди по всей стране получали эти деньги и могли соответственно творить дальше.

Что сейчас предлагается? Предлагается за любое подключение к интернету человеку платить 25 рублей. Деньги идут соответственно на счет этих обществ управления правами, и ежемесячно 25 рублей человек платит, если он пользуется интернетом, независимо от того, скачивает он там что-то или не скачивает. 25 рублей с человека это примерно пол- миллиарда рублей в год будут собираться. И вопрос первый: чем мотивируются 25 рублей? Почему не пять, не десять? Ответа на этот вопрос нет.

Второе. Было бы хорошо, если бы общество, которое разработало этот закон, поделилось информацией, какой процент тратится на собственные нужды. Потому что законодательство позволяет в уставе предусмотреть некий процент от сбора этих средств на собственные нужды, и по нашей информации это 30%.

Возникает вопрос: куда тратятся эти деньги? Если эта информация не корректна, хотелось бы, чтобы в выступлениях инициаторы нам дали эту информацию. И, конечно, главный вопрос – как распределяются деньги. И было бы правильно, если бы, принимая такие серьезные решения, и еще раз повторяю, что вся страна начинает платить. А недавно при принятии такого же закона в Венгрии были митинги по всей стране и социальные волнения. И, конечно, ответственность в данном случае большая. Вот, например, люди пенсионного возраста, которые подключились к интернету, медицинское обеспечение получают, коммунальные платежи и так далее, они не скачивают ничего, но они тоже будут платить 25 рублей. И в этом смысле вопрос, конечно, наверняка возникнет.

Из всего, что я говорю, вытекает, во первых, открытость в распределении средств. А мы видим, что это миллионы людей, которые так или иначе имеют отношение к обществу, каждый из которых что-то получает. И имеет тогда смысл в интернете хотя бы открыть эти списки, чтобы было видно, сколько средств собрано, как они потрачены и кто эти люди, которые эти деньги получили. В настоящий момент такой информации нет.

Было бы правильно, если мы рассматриваем такой серьезный вопрос на Общественном совете, чтобы члены Совета были в курсе всех этих цифр, чтобы цифры были аргументированы, чтобы была информация, и чтобы можно было принять это серьезное решение.

Это основные вопросы, которые вокруг этого обсуждаются. И просьба к тем, кто этот законопроект разрабатывал, ответить, может быть, в чем-то я не прав, и тогда с теми, кто будет выступать, мы подискутируем. Спасибо.

ВЕРЕЩАГИН Л.Э.

Коллеги, я просто реплику. Хочу сказать, что мы в своих вопросах, которые сейчас поднимаем, на самом деле я бы предложил разделить две вещи. Первое – принципиальная значимость подобного закона о глобальной лицензии для правообладателей, для пользователей интернета, для самих участников интернет процесса, вот значимость – нужно это или не нужно. А второе уже – каким образом мы это достигнем. Потому что, например, вопрос, который предлагается обсуждать, безусловно, важный, и я про вторую часть – что делать тем, кто не скачивает. Ну а что делать тем, кто, покупая мобильный телефон, платит абонентскую плату, а интернетом не пользуется. Им кажется, что интернет у нас бесплатный. А интернет у нас вовсе не бесплатный, просто мобильные операторы зашивают в абонентскую плату стоимость интернет услуг. И мы это не разделяем в данном случае. Сколько будет тратиться на нужды организации какой-то, которая, допустим, выигрывает тендер. Важнейший вопрос. А еще вопрос о том, насколько прозрачно будет само распределение, и каким образом это распределение будет осуществляться. Это вопрос технический, но тоже важнейший. И первичной, с моей точки зрения, является анализ ситуации, которая есть сегодня. А с точки зрения правообладателей в сфере кино, она сегодня такая, что мы тратим огромные деньги во время проката наших фильмов, чтобы определить, кто нелегально скачивает наш контент. Мы вводим в штат своих предприятий сотрудников, которые должны этим заниматься. Мы вводим в штат юристов, которые будут подавать соответствующие апелляции, и так далее, и так далее. Поэтому то, что предлагается сегодня, вот это надо обсуждать, с моей точки зрения. Это одним разом избавляет от всех проблем. Выигравшие правообладатели, которые получают справедливое вознаграждение за использование в сети своих произведений. В выигрыше оказываются сами интернет провайдеры, потому что им не надо будет больше не бороться, ни слушать возражения со стороны правообладателей, или со стороны недобросовестных конкурентов. В выигрыше оказывается государство, которое получает дополнительный налоговый поток. Вот с этой точки зрения нам принципиально нужно. Потому что да, закон принят, но он не работает так, как мы бы этого хотели. Поэтому мы тратим деньги. Мы на «Легенду 17» потратили примерно 30 тысяч долларов для того, чтобы каким-то образом сдержать нелегальное скачивание картины в интернете. Поэтому вот давайте определимся, нужно это или не нужно. С моей точки зрения безусловно нужно. И пусть нам расскажут, каким образом это достигается.

ПОЖИГАЙЛО П.А.

Каким образом в вашем обществе на собственные нужды заложено? В выигрыше это понятно, а в проигрыше народ и вся страна.

ДЕМЕНТЬЕВ А.Д.

Вопрос настолько серьезный. Вот я около 60 лет пользуюсь правами через РАО. И в свое время, когда не было сети интернет, было просто. А здесь в вопросе, который мы решаем, очень важен контроль. Вот один пример. Есть государство Израиль. Все, что там издается, все, что исполняется, это проходит мимо нас, мимо тех людей, которые являются правообладателями. Может быть, эта проблема там не самая главная. Самая главная это наша отечественная. И вот здесь контроль. И я считаю, что мы, правообладатели, создатели произведений мы многого не получаем, потому что идет этот плагиат, или не знаю, как его назвать. Идет пиратство, которое бьет по деятелям культуры. А наша национальная культура просто невозможна без достойной оплаты творческого труда, потому что творческий труд это и время, и нервы, и опыт, и так далее.

Я очень хочу, чтобы мы с вами обсудили со всех сторон эту проблему, и особенно остановились на контроле, как мы будем контролировать. Этот контроль не должен серьезно занимать интересы миллионов людей, которые не имеют отношения к самому творчеству, но, тем не менее, они участвуют в этом процессе.

(реплику из зала не расслышала)

Это требует всестороннего обсуждения со всех точек зрения. Здесь есть и отрицательное, и положительное, и надо будет учесть эти дела, потому что я поддерживаю позицию РАО, я поддерживаю глобальное лицензирование, которое поможет решить проблему. Но нам нужно и очень серьезно заняться контролем, чтобы никто не был обижен, и чтобы не было таких ситуаций, что кто-то получит плюс, а кто-то получит минус, не заслужив этого минуса.

Спасибо.

ИВЛИЕВ Г.П.

Спасибо. Кричевский Андрей Борисович – Генеральный директор Общероссийской общественной организации «Общество по коллективному управлению смежными правами «Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности».

КРИЧЕВСКИЙ А.Б.

Добрый день, уважаемые дамы и господа!

Прежде всего, позвольте поблагодарить Министерство культуры России и членов Общественного совета за возможность представить вашему вниманию Концепцию глобального лицензирования и привлечь внимание к вопросам защиты интеллектуальной собственности.

В начале ХХ1 столетия появления цифровых сетевых технологий породило простой и универсальный способ неограниченного копирования и распространения в цифровой форме фактически любых видов результатов интеллектуальной собственности.

ПОЖИГАЙЛО П.А.

Простите, здесь задали конкретные вопросы. Вы можете ответить на вопросы? Или будете рассказывать в целом об авторских правах?

КРИЧЕВСКИЙ А.Б.

Если позволите, я все-таки представлю концепцию и обязательно удовлетворю ваше любопытство.

Итак, для того, чтобы говорить, откуда появилась эта идея и почему она должна быть реализована, нужно говорить о том, в каких условиях мы сейчас находимся. Говоря о цифровой среде, необходимо зафиксировать тот факт, что существует возможность неограниченного копирования и распространения цифрового контента. Есть огромное количество фактов нелегального распространения этого контента. И да, у нас в стране были приняты законодательные меры антипиратского характера. Антипиратский закон пытались принять в разных странах, не только в Российской Федерации. Однако, несмотря на исключительную актуальность таких мер, следует признать, что они позволяют бороться лишь с конкретными фактами нарушения, а не решать проблему в целом.

Этот вопрос неоднократно становился предметом обсуждения на самом высоком уровне. Президент Российской Федерации В.В.Путин в ходе обсуждения последних антипиратских законодательных мер, отметил: « «Принятые в области защиты интеллектуальной собственности в сегменте кинематографии решения, как показал последний анализ, работают не столь эффективно, как планировалось. Достаточно на каком-то сайте неделю прокрутить фильм – и весь эффект от принятых законов сводится к нулю. Необходимо серьезно подумать о новых, дополнительных законодательных шагах».

К сожалению, подобная ситуация сложилась не только в сфере кинематографа, но также и в сфере музыки и книгоиздания. Вместо того, чтобы заниматься творческой деятельностью, авторы и иные правообладатели вынуждены обивать пороги судов и правоохранительных органов в тщетных попытках защитить свои права.

Из-за отсутствия единой структуры, куда владелец интернет-сайта мог бы обратиться и получить разрешение сразу на все, ему приходится получать тысячи, десятки тысяч разрешений от каждого правообладателя. Они сегодня порой вынуждены заниматься пиратством, даже если этого не хотят, потому что легальную лицензию получить на весь контент невозможно.

Кроме того, крупнейшие пиратские сайты зарабатывают на рекламе более четверти миллиарда долларов в год.            

Продолжение


Новые гастроли, музейные приобретения и расширение культурной географии — итоги работы Минкультуры в

c177d1cbcaa19a8556cbd8f3f1c52129

В 2014 году Министерству культуры удалось запустить новую систему гастролей, пополнить фонды российских музеев, с новыми темпами продвигать культуру в регионы и продолжать международные проекты, рассказала на итоговой коллегии министерства заместитель Министра Елена Миловзорова.

В свою очередь, принявшая участие в заседании заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Ольга Голодец похвалила министерство за работу в 2014 году. «Работа состоялась с хорошим знаком плюс», — сказала она.

Работа в регионах России

Ольга Голодец особенно отметила успешную работу в регионах, которая развивалась сразу по нескольким направлениям.

«Важнейшим направлением деятельности стало продвижение в регионы. Посещаемость театров увеличилась на 18%, и это происходит в отношении всех видов творчества. Фестивали уходят в отдаленные регионы России и привлекают высококлассные коллективы», — сказала Вице-премьер.

В 2014 году была запущена программа «Большие гастроли». В ее рамках впервые за 20 лет театры вывезли в регионы «сложные» спектакли — с большим количеством костюмов и декораций.

Программа «Всероссийский виртуальный концертный зал» дала возможность жителям 25 регионов России виртуально присутствовать на филармонических концертах. С помощью современной техники были оборудованы концертные залы, куда поступает прямой сигнал из центральных концертных залов России. По словам Елены Миловзоровой, проект продолжится и в 2015 году.

Другое направление работы в регионах — открытие филиалов ведущих музеев и организация передвижных выставок. В 2014 году было открыто шесть представительств федеральных музеев.

«Количество экспонируемых в музеях и галереях малых и средних городов России произведений искусства из передвижного фонда ведущих музеев в 2014 году увеличилось на 20%», — рассказала Елена Миловзорова. По ее мнению, «передвижные выставки — это первый шаг в создании филиальной сети ведущих федеральных музеев в субъектах Российской Федерации».

Самим же музеям удалось пополнить свои фонды: 92 музея приобрели 33 185 новых экспонатов благодаря финансовой поддержке Минкультуры.

На культурной карте России появились учреждения Республики Крым и Севастополя, где проведено уже более 100 мероприятий, включая гастроли театров и музыкальных коллективов.

Международные проекты

Елена Борисовна рассказала, что в 2014 году, несмотря на сложную политическую обстановку, большое значение придавалось международным проектам.

В рамках «перекрестных» Годов культуры прошли выставки в Австрии, Франции и Италии. Состоялся I Российско-армянский музейный форум, который прошел под патронатом и при личном участии Президента Республики Армения Сержа Саргсяна.

Успех международной работы министерства отметила и Ольга Голодец. «В условиях сложнейшей политической ситуации, которую мы сегодня переживаем, все наши учреждения — и музеи, и театры, и оркестры — продолжают присутствовать на мировой арене на очень хорошем уровне», — сказала она.

Ольга Голодец добавила, что сейчас организация выставок и гастролей стала сложнее. «Но то, что сегодня они проходят с успехом, — это огромная заслуга. Мне хочется поблагодарить всех, кто принимает в этом участие», — подчеркнула она.


Минкультуры России направило сэкономленные 2,9 млрд рублей на сохранение объектов культуры
Общая сумма экономии средств в 2014 году оказалась на 71% больше, чем в предыдущем. Существенная экономия сложилась в результате снижения цены в ходе торгов, а также благодаря применению инновационных и импортозамещающих материалов, оптимизации конструкторских решений. Это позволило дополнительно профинансировать 104 мероприятия по сохранению объектов культурного наследия», — сообщил директор Департамента управления имуществом и инвестиционной политики Борис Мазо на итоговой коллегии Минкультуры России.

В прошлом году общий объем средств федерального бюджета, выделенный Министерству культуры по направлениям деятельности департамента, составил более 29,0 млрд рублей. Впервые за последние пять лет освоение бюджета по итогам года составило 99,9%. Это означает, что запланированные на год мероприятия по строительству, реконструкции, ремонту и реставрации выполнены в полном объеме.

Почти один миллион квадратных метров отремонтирован и отреставрирован в 2014 году

«В целом за 2014 год под ключ построено, отреставрировано, отремонтировано и введено в эксплуатацию 70 объектов культуры, в то время как в 2013 году — 25», — отметил в своем докладе об итогах работы в 2014 году директор Департамента управления имуществом и инвестиционной политики Минкультуры России Борис Мазо.

950,0 тыс. кв. м фасадов зданий, кровель, внутренних помещений отремонтировано и отреставрировано на более чем 400 объектах, включая музеи, усадьбы, ансамбли, церкви, театры. Капитальное строительство и реконструкция велись на 52 объектах. Построено, отремонтировано и реконструировано более 11 театральных сцен (Театр кукол в Йошкар-Оле, Марийский театр оперы и балета, БДТ имени Товстоногова),6 филармонических и концертных залов (Концертный зал Московской филармонии — 2 имени Сергея Рахманинова, Пензенская областная филармония, Саратовская областная филармония имени Шнитке, Концертный зал Новосибирской музыкальной школы).

По итогам проведенной совместно с регионами масштабной работы к концу 2016 года вместо пяти будет создано 39 центров культурного развития в малых городах без выделения дополнительного финансирования.

Из них до конца 2015 года будет введено в эксплуатацию 17 центров. Первым уже начал работу Центр культурного развития в Шебекино Белгородской области, на очереди — Валуйки, Гудермес Чеченской Республики, Магас Республики Ингушетия, Стрижи Кировской области, которые будут введены до 1 июля 2015 года.


С Новым годом! С Годом литературы!
af865_otkritki001

Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!
Мне особенно приятно поздравить вас с самым любимым праздником и взрослых, и детей — c Новым годом!
Сегодняшнее торжество для всех нас — самое семейное и, несмотря на мороз и снег за окном, по-настоящему теплое. Ведь именно сейчас в узком кругу собрались близкие и дорогие люди.
Не скрою, мне немного грустно, потому что вместе с 2014 годом уходит и Год культуры, принесший много интересных, значимых и знаковых событий.
Но культура — вечна. А Новый год — это еще и самый культурный праздник: в новогодние каникулы у большинства из нас появляется возможность вместе со своими детьми приобщиться к прекрасному: посетить театр, музей, посмотреть хороший фильм, почитать любимую книгу.
Я искренне и от всей души желаю, чтобы 2015 год наполнил все российские дома счастьем, радостью и теплом, надолго сохранил в каждом из нас ощущение праздника!
С Новым годом! С Годом литературы!

Последние новости о ситуации вокруг Музея кино
Союз кинематографистов поддерживает назначение директором Музея кино Ларисы Солоницыной и ее позицию по вопросам развития музея

Союз кинематографистов Российской Федерации

5 ноября 2014 г., г. Москва

Дом кино СК России


Заслушав и обсудив информацию Директора Государственного центрального музея кино (далее Музей кино) — члена Союза кинематографистов России Л.О.Солоницыной Секретариат СК России ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Поддержать назначение директором Музея кино Л.Солоницыну и ее позицию по вопросам развития музея.

2. Считать ситуацию вокруг Музея кино, спровоцированную заявлением ряда его сотрудников об отставке, нетерпимой для кинематографического сообщества и обратиться к сотрудникам Музея кино с предложением отозвать свои заявления.

Заместитель Председателя Лаврентьев К.А.



10 сотрудников Музея кино отозвали заявления об уходе

Из 19 сотрудников музея, ранее написавших заявление об увольнении, 10 человек решили остаться. Согласно Трудовому кодексу остальные могут отозвать свои заявления 10 ноября.

Решение принято после проведения совещаний с директором Департамента культурного наследия Министерства культуры Михаилом Брызгаловым и советником Президента РФ Владимиром Толстым. Ранее секретариат Союза кинематографистов России также призвал сотрудников музея отозвать свои заявления и продолжить работу по сохранению и развитию наследия Музея кино.

Действия сотрудников прокомментировала директор Музея кино Лариса Солоницына: «Хорошо, что в конфликтной ситуации возобладали здравый смысл и преданность большинства сотрудников Музея кино своему делу. Очень важно, что фонды остаются в руках людей, которые их формировали, которые их знают.

Я надеюсь на плодотворное сотрудничество с теми, кто остается в штате музея. Впереди очень много вопросов, которые предстоит решить, — помещение, условия хранения экспонатов, разработка проектов, запланированных на 2015 год. Ближайшие — выставочные проекты «Образы животных в кукольной анимации» с Государственным Дарвиновским музеем, «Военная хроника. Они снимали войну» с Центральным музеем Великой Отечественной войны на Поклонной горе, проект, посвященный художнику-постановщику В.Е.Егорову «100 лет в кино» с Музеем декоративно-прикладного и промышленного искусства при МГХПА имени С.Г.Строганова».

«Задача культурной политики — вырастить “поколение победителей”» Интервью Коммерсанту
Оригинал взят у medinskiy_vr в «Задача культурной политики — вырастить “поколение победителей”» Интервью Коммерсанту

Коммерсантъ 18.09.2014

О том, насколько реально введение против России санкций в области культуры, а также о том, что происходит с проектом «Основы государственной культурной политики», в интервью ЮРИЮ ЯРОЦКОМУ рассказал министр культуры Российской Федерации ВЛАДИМИР МЕДИНСКИЙ.

— Насколько реально, по вашему мнению, введение санкций против России со стороны западных стран в области культуры?

— Мы уже несколько лет де-факто живем в формате взаимных санкций с США — после фантасмагорической истории с коллекцией Шнеерсона. У нас практически нет музейного обмена. Но, например, это не препятствует гастрольной политике: недавно в Америке триумфально выступал наш ансамбль народного танца, планируются большие гастроли Михайловского театра, с неизменным триумфом — Валерий Гергиев, список можно продолжить… В общем, культурные санкции — вещь неработающая.

— Это касается США, а со стороны ЕС?

— Это сумасшествие, ну кому это надо? Что выиграет Эдинбургский фестиваль от того, что туда не приедет Мариинский театр? Очевидно: серьезное обеднение собственной программы, падение интереса зрителей. Фотографиями маэстро увешана половина Шотландии. Никакого беспокойства по поводу санкций у меня нет.

Конечно, есть малые избыточно энергичные государства, которые пытаются доказать свой европейский выбор, находясь на форпосте самых бредовых идей. Они пытаются делать что-то в таком роде, но это не санкции, а так, мелкое пакостничество. И относиться к подобному надо так, как и подобает большой великой культурной державе — со снисходительной иронией.

— Вы имеете в виду запрет на въезд некоторых российских музыкантов на фестиваль «Новая волна» в Юрмале?

— Латвийские власти испытывают сильный комплекс унтер-офицерской вдовы. Ищут способ, как бы самим себя наказать. Мы пришли в Юрмалу с хорошими проектами и хорошими деньгами. Но теперь есть опасения, что деньги, звезды и туристы устремятся в более подходящее место.

— Но проблемы, насколько известно, возникли и с более крупными проектами, например с годом Британии в России?

— Проблемы есть у ведущих политиков, которые игнорируют большие культурные мероприятия. Кстати говоря, так было и до начала украинского кризиса. Например, в рамках программы года Британии, накануне открытия Олимпиады, в Сочи был гала-балет с участием британских артистов. На него не приехал ни один из высших чиновников Великобритании. Им, может, неинтересно успешное выступление их соотечественников, ну и ладно. Хотя приглашали. А мы с Дмитрием Николаевичем Козаком приехали, нам очень понравилось.

— Кроме того, власти Польши отменили российско-польский год культуры?

— Удивительные люди. Русскую культуру в целом польские власти отменить не хотят? А мы любим культуру Польши. Помню, в детстве пересмотрел немало польских фильмов, до дыр зачитывал Сенкевича, с нетерпением ждал новых серий «Ставки больше, чем жизнь», «Четыре танкиста и собака». А помните — «Камо грядеши», «Огнем и мечом»? Кстати, Сенкевича на Украине за компанию с «Поддубным» и Булгаковым еще не запретили? Как-то там запорожцы показаны, мягко скажем, не слишком выигрышно — на фоне польского рыцарства…

— И все же перекрестный год культуры отменяется или нет?

— Мы обязательно пригласим к нам польские театры, польских музыкантов. Поеду на открытие российско-польского фестиваля кино. Будем поддерживать «Зелену Гуру».

— Последние месяцы активно обсуждались «Основы государственной культурной политики». В итоге многие считают, что проект, предложенный министерством, в аппаратной борьбе проиграл тексту, разработанному в администрации президента…

— Мы не могли проиграть проекту администрации, потому что никакого соревнования не было. Министерство, как и многие другие организации, лишь направляло свои предложения в общий предварительный проект. В большей части они были учтены. Никакого «собственного проекта» в Минкультуры не было и быть не могло.

Документ будет еще обсуждаться в ОНФ, Госдуме, общественным советом Минкульта. На мой личный взгляд, сейчас версия документа очень неплоха. Кое-чего не хватает, постараемся дополнить.

Задача современной культурной политики — вырастить в России «поколение победителей».

Сохранение культурного наследия, государственная поддержка искусства, единое культурное пространство — все это элементы единой задачи: как оживить ценности нашей культуры, способные объединить страну и духовно развивать каждого человека. Как их сделать привлекательными, современными и транслировать молодежи.

— И при этом тезис «Россия — не Европа» остается для вас актуальным?

— Во-первых, никогда этого не утверждал. Во-вторых, чем больше русский любит Россию, тем ближе для него традиционная Европа. Вспомните Пушкина: главный европеец в России — это государство.

Подлинными европейцами были многие наши императоры, начиная с «рыцаря на троне» — Николая Павловича. И сегодня во главе России — после векового перерыва — вновь стоит русский европеец.

— Что вы имеете в виду, когда предлагаете начать выращивать «поколение победителей»?

— Об этом, кажется, писал «русский немец» — великий Иван Ильин: после крушения Советов будет период страшной анархии, но Россия сможет восстать из пепла, если выкует в постсоветском аду новый тип личности. А какое главное изменение мы видим в России в эпоху Путина? То, что Россия начала побеждать. Несколько десятилетий мы не побеждали — нигде. Привыкли к поражениям, чаще — к унижениям. Даже стал вырабатываться тип постсоветского человека — аутсайдера. Плюс псевдоинтеллигентская ересь, что православие — религия лузеров. Да ничего подобного! Православие призывает человека одерживать победы на каждом шагу, всю жизнь. Христианство требует от человека решительной победы над собственными слабостями. Над эгоизмом, ленью, унынием.

При Путине совершился именно этот поворот русской истории: Россия начала побеждать свои слабости. А ведь русскому человеку главное — поверить в свои силы. Спрыгнуть с печи, где сиднем — 33 года…

Даже враги чувствуют, что Путин исполняет миссию. Не просто вытащил страну из девяностых. Он дал реальный образ будущего, где Россия — страна победителей.

— О каких именно победах вы говорите?

— Для великого народа нет ничего более мучительного, чем память о победах «былых времен» — при отсутствии побед в настоящем. Без надежды на будущее.

Сейчас со стороны может показаться, что Россия в XXI веке вошла в фазу какого-то невероятного везения. Увеличение рождаемости и снижение смертности, рост личного достатка граждан.

Никогда в истории граждане России не жили столь зажиточно — и при том столь свободно. Мир на Кавказе. Постоянный рост зарплат военных, учителей, врачей, теперь наконец и работников культуры.

А триумф в Сочи?! Вспомните поистине невообразимую тройную победу наших лыжников в последней гонке последнего дня Олимпиады.

А Крым? Никто и мечтать не мог.

— Как вы как министр культуры отнеслись к концерту Макаревича в украинском Святогорске?

— Знаете, мне больно об этом говорить. Мое поколение выросло на его песнях. Впрочем, никто бы никогда не обратил внимания на эти его концерты, если бы не предшествовавшие постоянные политические заявления музыканта против всего: выборов, Крыма, «Новороссии», политики на Украине. Видимо, у народа накопилось…

— Вы согласны с предложением лишить его российских госнаград?

— Нет, не надо. Лишиться уважения бывает стократ хуже, чем госнаград. Президент награждал Макаревича-артиста, не политика.

— В какой степени министерству удалось изучить ситуацию с культурными учреждениями в Крыму?

— Сейчас там ситуация, честно говоря, ужасающая. Четверть века Киев не вкладывал туда вообще ничего.

Ряд учреждений жил на самофинансировании: сколько выручили на услугах, столько и заплатили сотрудникам. Более того, внебюджетные средства, заработанные Воронцовским дворцом, Херсонесом и другими крупным музеями Крыма, хранились на спецсчете в Киеве. Так вот, эти деньги киевский режим, коротко говоря, украл. То есть не только не давали денег, но даже похитили то, что музеи заработали самостоятельно.

Президент уделяет вопросам культуры особое внимание. Он отдельно встретился с работниками культуры Крыма, выслушал их, после чего дал поручение составить список приоритетов в части возрождения крымских объектов культуры. Сейчас отрабатываем и согласовываем этот список с Крымом и Севастополем.

— Можете уже назвать какие-то приоритеты?

— Из больших проектов, например, строительство концертного зала в Симферополе — сейчас в Крыму нет ни одного современного концертного зала. «Ласточкино гнездо» нуждается в серьезных противоаварийных работах.

— Меняете ли вы местный менеджмент?

— Никого не меняем. В Крыму нет учреждений культуры федерального подчинения. Но зарплаты работников музеев и библиотек там обязательно вырастут. И мы будем оказывать крымской культуре системную помощь.

Такова исстари внутренняя природа России: щедро вкладываться и помогать тем «УкрАинам/окрАинам», кто попросил помощи и защиты.

В отличие от других, наша огромная страна прирастала землями не железом, не на крови уничтоженных аборигенов. В большинстве случаев народы вливались в Россию, вспомните историю, мирно, а многие еще годами упрашивали, чтобы их приняли под царскую руку. Грузины. Украинцы.

И в этом многонациональном и многоконфессиональном мирном единении был залог прочности российского государства.

Замечу, что жизнеспособность нашей державы, которая ни разу за последние шесть веков, со времен преподобного Сергия Радонежского, не утратила своего суверенитета, совершенно уникальна.

Какие еще государства на планете вы можете привести в пример шестивекового непрерывного суверенного развития? Без протекторатов, поглощений и безоговорочных капитуляций? Британия? Так… Может, еще Швеция… Похоже. Таиланд? Надо бы покопаться в истории… Пальцев одной руки хватит перечислить. И — мы. Царство Московское — Российская —Советская империя — Российская Федерация.

— А как выглядит в Крыму ситуация с туризмом?

— Считалось, что ежегодно в Крым приезжало 6 млн туристов. Но крымчане над этой цифрой смеются, говорят, завышена чуть не вдвое, на самом деле никто никогда никого не считал.

Большую часть составляли либо неорганизованные, либо социальные туристы с Украины, которые ехали за счет украинских фондов соцстрахования. В первом случае это «Жигули»-беляши-частный сектор, во втором — наполнение недорогих пансионатов.

Турист из России совершенно другой. Тратит деньги другого порядка. Если останавливается в гостинице, требует другого уровня комфорта. Он уже избалован Турцией, не говоря о Сочи, и готов платить за сервис.

Я уверен, что туринфраструктура Крыма в течение ближайших нескольких лет серьезно модернизируется, поднимется, иначе у нее просто нет шансов. В этом году в Крыму уже где-то 2,5 млн приездов, по итогам года мы превысим цифру в 3 млн. При этом российских туристов в этом году стало в два раза больше.

— Насколько министерство участвует в разрешении кризиса, связанного с участившимися банкротствами российских турфирм?

— Надеюсь, всем понятно, что персонально страховать туристов и отвечать за их выбор и риски — не государственная задача. Это бизнес, здесь работают законы свободного рынка. Туристический рынок перегрет, цены демпинговые — и коллапсы закономерны.

Но у нас социальное государство, поэтому мы вытаскиваем из-за границы застрявших там туристов, Ростуризм координирует работу Фонда турпомощи. Будем совершенствовать законодательство и далее.

— Смена руководства Ростуризма была связана с кризисом?

— Наоборот, назначенного буквально накануне временно исполняющего обязанности руководителя агентства подбирали именно для того, чтобы больше продвигать внутренний и въездной туризм, привлекать в отрасль инвестиции. Однако ему пришлось в пожарном режиме заниматься кризисом, связанным с выездом.

— В последнее время два российских фильма получили призы на крупных международных кинофестивалях — «Левиафан» Андрея Звягинцева и «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Андрея Кончаловского. Формально у обоих из них согласно недавно принятому Госдумой закону должны возникнуть проблемы с прокатом из-за наличия нецензурной лексики. Не нуждается ли принятый закон в коррекции?

— Давайте посмотрим, как этот закон будет работать — по сути, еще ни один фильм из-за него не порезали. «Левиафан», впрочем, будет перемонтирован, какие-то реплики оттуда уберут. А вообще вопрос сложный. Вот в фильме Кончаловского действительно у героев местами речь не для печати, но это непрофессиональные актеры, их слова — органичная часть фильма, все говорят очень…образно. С другой стороны, детям это было бы смотреть все же нездорово. Нужно находить какую-то разумную грань, как это делается во всем мире.

— Но во всем мире для этого существуют просто разные возрастные категории фильмов…

— К сожалению, возрастной ценз не гарантирует ограничения допуска в кинотеатр. Я помню времена, когда нас, еще детей, в кино не пускала злая билетерша.

Сейчас, конечно, никто контролировать допуск в зал не будет. Притом часто автор, когда ему нечего сказать, начинает использовать нецензурщину для дешевого эпатажа.

— Недавно депутат Госдумы от КПРФ Вадим Соловьев направил на ваше имя обращение, в котором просит возродить худсоветы на телевидении. Что вы думаете о такой инициативе?

— Ко всему, что способно фильтровать творческий продукт до момента его выхода, отношусь крайне отрицательно. По сути, это возвращение цензуры. За творческий продукт отвечает руководитель учреждения — директор или худрук театра, руководитель телеканала. Если это изменить, добавить какие-то непонятные согласовательные органы — только ответственность размоется. Логики я здесь не вижу.

В некоторых европейских странах, правда, существуют специальные общественные организации, которые принимают жалобы, и при нарастании какой-то критической массы либо каких-то слишком очевидных фактах имеют право направить по факту (!) уведомление о нарушении морально-этических норм. Если уведомление игнорируется, возможна судебная процедура вплоть до ограничения вещания.

Так гражданское общество пытается в условиях отсутствия цензуры следить за моралью.

— То есть вы — против цензуры?

— Цензура ушла в историю, она принадлежит прошлому. Это слово я воспринимаю именно как историческое понятие. Но, говоря образно, у каждого человека должен быть свой цензор. Внутри, в душе. Нельзя давать доступ в свой внутренний мир мусору, разлагающему душу.

Знаете, кто долгое время был главным цензором всей иностранной литературы, поступавшей в Россию? Федор Тютчев. Кстати, запретил переводить на русский «Манифест коммунистической партии». Этот сверхобразованный интеллектуал был паладином классических ценностей христианской Европы.

Боюсь, в современном мире мы в духовном и культурном плане тоже становимся более традиционалистами-европейцами, чем сами граждане Евросоюза, значительная часть которых убеждена, что Рафаэль — это одна из черепашек-ниндзя.

Я убежден: беснование наших противников усиливается именно потому, что сегодня Россия морально сильнее. Мы везем гуманитарную помощь — параноикам видится военный конвой. Если вместе с детским питанием и лекарствами мы повезем в Донецк Кубанский казачий хор и «Бурановских бабушек» — они скажут, что это замаскированный русский спецназ для наступления на Львов.

— Тем не менее Минкульт неоднократно и, на мой взгляд, обоснованно критиковали за попытки запретить фильмы или спектакли.

— Во-первых, Минкультуры не имеет ни времени, ни права, ни желания что-либо запрещать — спектакли, выставки, фильмы и так далее. Мы можем лишь отказать в государственной поддержке. Не более.

Во-вторых, если ты министр культуры, то обязан защитить не только свободу граждан, которые занимаются творчеством. Но и свободу тех налогоплательщиков, которые требуют, чтобы культура развивала их детей, а не развращала.

Мы не имеем права вываливать на россиян фотовыставки анусов или перформансы голых «художниц», рожающих яйца с краской (как случается в современной Европе). Да и прочие псевдокультурные продукты, эстетизирующие извращения, наркоманию, суицид…

Когда промышленное предприятие загрязняет среду, нужны эксперты-экологи. В нашем случае не обойтись без культурологов, психологов, педагогов, историков.

— Но ведь и раньше при Минкультуры были экспертные советы!

— Были, да застоялись. Эксперты сдружились меж собой, а также с чиновниками, привыкли голосовать единогласно. В этом году мы обновили состав министерских экспертных советов по театру и современному искусству. Но я бы, честно говоря, добавил в каждый совет еще по паре многодетных матерей.

Посмотрим.

— Ваше назначение на пост министра культуры в 2012 году многими критиковалось, премьеру Медведеву тогда даже пришлось вас защищать в эфире «Первого канала». Как вам кажется, получается ли оправдывать связанные с вами надежды?

— Странный вопрос. Я их обязан оправдать. Премьер ставит стратегические задачи, делегирует полномочия, а проработку деталей доверяет своим министрам. После чего, правда, спрашивает по полной. Так что переложить ответственность на кого-то невозможно.

— Многие говорят о том, что вы находитесь в профессиональном конфликте с советником президента по культуре Владимиром Толстым. Так ли это?

— Владимир Ильич — настоящий русский интеллигент, тонко чувствующий чужую боль, готовый вникать в самые мелкие, на первый взгляд, проблемы культуры. Всегда стремится помочь. И я благодарен ему за эту непростую миссию.

— Кто-то из вас в глазах президента добрый следователь, а кто-то — злой?

— Забавное сравнение. К сожалению, в сфере культуры иногда приходится распутывать такие застарелые проблемы, что не каждому следователю под силу.

— Работа Министерства культуры под вашим руководством активно критикуется. Какие жалобы поступают чаще всего?

— Больше всего жалуются на то, что мы до сих пор не запретили «Дом-2». Смешно, но это правда.

Понятно, что телевидение — это по ведомству Минсвязи, а не нашему. Но, кстати, мы в рамках наших полномочий начали поддерживать хорошие телефильмы, докудрамы, телесериалы (из уже идущих — «Первая мировая», «Бесы», «Романовы», «Молодежка»), те, которые знакомят с историей России, классикой, продвигают семейные ценности, формируют характер.

Готовим большую литературную премию. Причем лауреат в качестве одного из призов будет автоматически получать заказ на написание сценария для кинофильма. И Минкульт возьмется этот фильм финансировать.

— Есть материальные результаты проходящего сейчас года культуры?

— Год культуры был ориентирован прежде всего на то, чтобы дать импульс культуре в российских регионах. Вы посмотрите: повсюду серьезно за 2013–2014 годы — по статистике, почти вдвое — выросли зарплаты работников культуры. Запущено множество новых проектов. Каждую неделю в стране открываются новые объекты: музыкальные школы, театры, филармонии, музеи!.. Региональные власти почувствовали значимость культуры как отрасли, и это, пожалуй, главный результат года культуры.


C Днем российского кино!

MPHmSn23qCw

Искренне поздравляю всех кинематографистов — актеров и режиссеров, продюсеров и сценаристов, операторов и костюмеров, звукорежиссеров и работников съемочных площадок и кинотеатров, — а также поклонников и ценителей этого замечательного искусства — словом, всех нас — с Днем российского кино!

Исторически этот день связан с датой рождения советского кинематографа. 95 лет назад, 27 августа 1919 года, Совет народных комиссаров РСФСР принял декрет о национализации кинодела. Можно по-разному относиться к событиям тех дней, но именно это решение стало отправной точкой для великого советского киноискусства, которое и сегодня признается во всем мире, радуя миллионы зрителей как в России, так и далеко за ее пределами.

Отечественный кинематограф для каждого из нас значит очень много: это детские утренние сеансы и первые свидания в кинотеатре, вечерние семейные просмотры доброй комедии или мелодрамы и живое обсуждение в кругу коллег очередной документальной ленты. Жанров в киноискусстве очень много, а потому невозможно встретить тех, кто был бы к нему равнодушен.

От всей души желаю всем вам в этот праздничный день доброго настроения, счастья, творческого вдохновения и успехов во всех начинаниях!

Министр культуры Российской Федерации В.Р.Мединский

2008 Copyright © MoscowMSK.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования