БСЭ, Еncyclopedia MoscowMSK.Ru
Миманса (санскр., буквально — исследование, рассуждение)

Миманса

Мима'нса ( санскр., буквально — исследование, рассуждение), одна из шести основных философских систем индуизма , занимавшаяся толкованием Вед . Называется также карма-миманса («миманса действия») и пурва-миманса («первая миманса»), в отличие от уттара-мимансы, или веданты . Основателем М. считают Джаймини (4 в. до н. э. — 2 в. н. э.?), изложившего её идеи в форме сутр . Практическая сторона М. сформировалась в целях упорядочения сложного ведийского ритуала. Теоретическая проблематика М. сложилась в ходе кодификации текста Вед как высшего религиозного авторитета индуизма. Она сводилась к формальной верификации и смысловой интерпретации ведийских формул (мантр), к определению языковых норм, соотнесению ведических высказываний с ритуальными процедурами. Поэтому в центре внимания М. оказались проблемы социальной философии и философии языка. В обоих случаях учение М. развивалось на основе крайнего онтологического реализма . Утверждалась вечность, несотворённость Вед. Изменения в мире вещей объявлялись невозможными, поскольку все вещи — лишь производные от вечных образцов ведических действий. Отсутствие проблемы творения и разрушения мира приводит М. к отрицанию необходимости бога. Тем не менее богам следует приносить жертвы, потому что на этом строится традиционное общественное согласие. Кардинальная для индийской философской этики проблема освобождения (мокша) объявляется в М. лишённой реальной социальной значимости. Исходя из абсолютного понимания ритуальной нормы, Прабхакара (7 в.) сформулировал учение об основах социального существования, предвосхитившее идею категорического императива И. Канта. В теории познания М. были детально разработаны проблемы догматического обоснования истинности и приёмы использования авторитетного свидетельства в качестве её источника.

  Онтологический реализм М. в области философии языка позволил Кумариле Бхатте (7 в.) создать лингвистическую теорию, где различались уровни языковой структуры и речевого поведения. В области логики последователи М. (в частности, Прашастапада, 6—7 вв.) способствовали созданию реалистической теории отношений, позднее развитой ньяей .

  Отрицая необходимость религиозного освобождения и отшельничества, М. утверждала позитивный идеал деятельной жизни в обществе (грихастха-дхарму). М., наряду с ведантой, способствовала складыванию социальной системы индуизма, где жёсткое следование ритуальной норме уживалось с самой широкой догматической терпимостью.

  Лит.: Edgerton F., Mimansa-nyaya-prakasa, or Apadevi, Oxf., 1941; Jha G., The Purva-Mirnansa-Sutras of Jaimin, Allahabad, 1910; Keith A. B., The Karma-Mimansa, Calc., 1921; Sastri P., Introduction to Purva Mimansa, Calc., 1923.

источник: Большая Советская Энциклопедия



Полезные сайты:

Права человека, история права Pravobooks.ru
Занимательная география World-Tours.ru
Фотографии онлайн Photogallerys.ru
Предсказания Astrosearch.ru
Энциклопедия философии Филослов.ру


просмотров: 193
Search Results from Ebay.US* DE* FR* UK
Antique/vintage Japanese porcelain figural bank

$283.00 (31 Bids)
End Date: Wednesday Aug-23-2017 7:36:04 PDT
|
Reed & Barton Sterling *Set of 12* Salad Forks

$179.99 (1 Bid)
End Date: Wednesday Aug-23-2017 6:25:28 PDT
|
Vintage ANTIQUE INDUSTRIAL HAND TRUCK CART Dolly, Metal & Wood COFFEE TABLE

$124.95 (0 Bids)
End Date: Wednesday Aug-23-2017 5:36:54 PDT
|
VTG French Style Crackled White Porcelain Lamp with Brass Ormolu fittings 34"

$175.00 (0 Bids)
End Date: Wednesday Aug-23-2017 12:29:51 PDT
|
2008 Copyright © MoscowMSK.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования