БСЭ энциклопедия
КОЗЛОВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
КОЗЛОВ, АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1831–1901), русский философ. Родился 8 февраля 1831 в Москве. Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1854). Серьезное влияние на него оказали философские идеи А.Шопенгауэра, а в дальнейшем – Э.Гартмана. Козлов публикует изложение философской системы Э.Гартмана: Философия бессознательного Эд.Гартмана (1873–1875). В 1876 занял должность приват-доцента кафедры философии Киевского университета. В 1884 Козлов защищает докторскую диссертацию Генезис теории пространства и времени у Канта и становится профессором Киевского университета. В 1885–1887 издает «Философский трехмесячник» – первый в России философский журнал. Среди наиболее важных сочинений Козлова – Философские этюды (1876); Философия как наука (1877); Философия действительности, изложение системы Дюринга (1878); Современные направления в философии (1881–1882). После выхода из-за болезни в отставку (1887) продолжает заниматься философией, издает философский сборник «Свое слово» (1888–1898). Умер Козлов в Петербурге 27 февраля 1901.

Собственную философскую систему Козлов именовал «панпсихизмом». Он признавал связь своих воззрений с рядом учений европейской философии, в том числе с системами Канта и Шопенгауэра, но прежде всего с традицией лейбницианской монадологии (Лейбниц, Лотце, Тейхмюллер). Человеческое «я», согласно Козлову, обладает духовной субстанциальностью, которая становится предпосылкой свободной творческой активности личности. Субъективные, внутренние переживания также активны и совершенно реальны. Гораздо в большей степени сомнительна реальность «внешнего» мира. Собственно говоря, для концепции «панпсихизма» внешних по отношению к сознанию реальностей в онтологическом смысле не существует. Действительность плюралистична, она есть не что иное, как множество индивидуальных субстанций-монад. «Под бытием разумеется первоначальная и непосредственная данность и действительность субстанций с их деятельностями и содержанием». Отстаивая принцип субстанциального единства «я», Козлов оспаривал попытки (Юма, позитивистов) свести такое единство к комплексу ассоциаций либо (материалистический вариант) к физическим и биохимическим процессам.

Онтологический плюрализм мира, согласно теории панпсихизма, предполагает сложную иерархическую организацию. Высочайшей из субстанций признается Бог, в сознании которого мир только и существует как завершенное целое, вне времени и пространства. Для прочих субстанций-монад мир дан в своем временном измерении. Впрочем, время, по Козлову, в существенной степени субъективно и не сводится к физическим характеристикам. Прошлое и будущее соединяются в индивидуальном опыте субъекта и существуют неотделимо от желаний, волевых усилий и надежд последнего. Козлов признавал также наличие «трансцендентного», не доступного человеческому познанию вида бытия. Основная же цель познания заключается в понимании иерархических связей и отношений разнообразных субстанций. Именно эту задачу решают, согласно Козлову, философские науки, к которым он относил метафизику, логику, психологию, этику и эстетику.

Кантианские мотивы присутствуют в этике Козлова. Он определяет нравственное как «долженствующее быть» и критически оценивает представления о нравственной предрасположенности и прирожденных нравственных качествах. Возможность нравственных действий самым непосредственным образом связывается им с проблемой свободы личности. Свобода суверенных субстанциальных индивидов проявляется в их стремлении к высшему благу, однако не гарантирует достижения положительного результата уже «в этом мире». Абсолютное благо и счастье относятся к той сфере «неопределенного бытия», которая трансцендентна для всякого человеческого опыта. Козлов критически оценивал этические доктрины, признающие в качестве важнейшего нравственного принципа стремление к счастью, личному или всеобщему. В духе Шопенгауэра Козлов рассуждал о том, что подобные стремления не только обречены на неизбежную неудачу (в земном мире подлинное счастье, как индивидуальное, так и всеобщее, недостижимо в принципе), но и ведут к последствиям, далеким от каких бы то ни было моральных идеалов: к столкновению интересов и вражде, к утопическим иллюзиям. Козлов формулирует своеобразный нравственный императив, отвечающий общим принципам философии панпсихизма: «Цель человеческой жизни вовсе не есть счастье и наслаждение, а всестороннее усовершенствование нашего существа посредством нашей деятельности, соединенной со всеми субстанциями, составляющими мир».

ЛИТЕРАТУРА

Козлов А.А. Философские этюды. СПб, 1876
Козлов А.А. Философия действительности. Киев, 1878
Аскольдов С.А. А.А.Козлов. М., 1912

Искать информацию по запросу: КОЗЛОВ на eBay аукцион * на аукционе EnterCenter * в магазине Озоне
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Ваш Магазин» Печать книг на заказ. Новинки.
 Неисчерпаимая Якиманка. В центре Москвы в сердцевине историиНеисчерпаимая Якиманка. В центре Москвы в сердцевине истории, 2014 г.
Синельников В.В.

Якиманка лежит в самом сердце столицы — напротив Кремля за Москвой-рекой. Она, кажется, вместила в себя целый мир — улицы, площади, дома, парки, события, судьбы, явления, замыслы, традиции, курьезы, легенды и тайны... Она переполнена достопримечательностями. Среди них архитектурные...
Цена: 468 руб.
 КиноСтолица. Москва в зеркале кинематографаКиноСтолица. Москва в зеркале кинематографа, 2017 г.
Костюков Леонид Владимирович

Книга современного поэта, прозаика и критика Леонида Костюкова посвящена образу Москвы в отечественном кинематографе. Автор последовательно прослеживает сложившиеся мифы о Москве, обращая внимание читателя на их возникновение и дальнейшее развитие. Авторское повествование перемежается...
Цена: 2 151 руб.
 Москва. Архитектура. История (на японском языке)Москва. Архитектура. История (на японском языке), 2006 г.
Вишневская Т.

Альбом-сувенир рассказывает о Кремле, Красной площади, Москве, Московском метро и Троице-Сергиевой Лавре.
Цена: 546 руб.
 Кремль в Москве. "Алтарь наш и твердыня" (кожа)Кремль в Москве. "Алтарь наш и твердыня" (кожа), 2016 г.
Фабрициус Михаил Платонович

В книге "Кремль в Москве" Михаил Платонович Фабрициус (1847-1915), почти 10 лет руководивший хозяйством Большого Кремлевского дворца, любовно создает "картины прошлого и настоящего" "Алтаря и твердыни" нашей страны - Кремля Москвы. Со времени роскошного...
Цена: 4 195 руб.
 Чистопрудный бульварЧистопрудный бульвар, 2017 г.
Романюк Сергей Константинович

Книга известного москвоведа Сергея Константиновича Романюка, над которой он работал последние годы своей жизни, посвящена одному из десяти московских бульваров — Чистопрудному — самому заметному, красивому и большому на всем Бульварном кольце. По площади он первый, по ширине — второй...
Цена: 650 руб.
2008 Copyright © MoscowMSK.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования