БСЭ энциклопедия
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ГАММЫ
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ГАММЫ, последовательности музыкальных звуков, выстроенные в восходящем или нисходящем направлениях. Гамма (точнее – звукоряд) представляет в обобщенной форме, обычно в диапазоне октавы (например, от до первой октавы до до второй октавы), фундамент той музыки, из которой извлечена данная гамма. Теоретически число гамм-звукорядов очень велико; в разных национальных культурах бытуют разные звукоряды.

Хроматическая гамма. Хроматическая гамма содержит в себе все звуки, входящие в темперированный европейский звукоряд. В этой гамме каждый тон отстоит на полутон от предыдущего и последующего; в темперированном строе полутон – наименьшее возможное расстояние между звуками.

Нотация хроматической гаммы изменяется в зависимости от музыкального контекста, как это показано в примере 1. Например, до-диез (cis) и ре-бемоль (des) обозначают звук одной высоты. Возникает явление, именующееся энгармонизмом. Обычно, но не обязательно, восходящие хроматические последовательности записываются с помощью диезов (), бекаров () и дубль-диезов (), а нисходящие последовательности – с помощью бемолей (), бекаров ()и дубль-бемолей ( ) (пример 2).



Пример 1. Хроматическая гамма содержит все тона, употребляющиеся в европейской музыке. Каждый звук отстоит на полутон от соседнего. В большинстве случаев звуки хроматической гаммы могут быть записаны разными способами: в примере эти дополнительные способы показаны четвертными нотами.



Пример 2. Соотношение семи названий нот (и семи латинских букв для их сокращенного обозначения) с двенадцатью звуками темперированной октавы создает определенные проблемы нотации. По традиции нотация хроматических последовательностей изменяется в зависимости от основной тональности произведения; обычно восходящие шаги записываются с помощью диезов, а нисходящие – с помощью бемолей.

Только к 20 в. хроматическая гамма стала рассматриваться как самодостаточный звукоряд для музыкальной композиции. Это можно показать на примере додекафонного сочинения А.Шёнберга – сюиты, ор. 25. Представленная в примере 3 последовательность звуков – это «серия» (или «ряд») данного произведения; в соответствии с правилами додекафонии данный набор звуков, именно в том порядке, в каком они появляются, составляет мелодико-гармоническую структуру произведения. Шёнберговскую серию можно сравнить с хроматической гаммой: гамма содержит те же звуки, но не привносит в них индивидуального порядка.



Пример 3. Мелодический «ряд» из сюиты, ор. 25 Арнольда Шёнберга. Техника додекафонии состоит в использовании для «серии» («ряда») всех двенадцати звуков хроматической гаммы; повторения звуков исключаются.

Диатонические гаммы. В предшествующие эпохи хроматизм служил преимущественно для обогащения и расширения выразительных возможностей нескольких диатонических звукорядов, состав которых определяется октавным диапазоном, присутствием двух полутонов и пяти целых тонов (как в современных мажоре и миноре, также относящихся к диатоническим звукорядам). В Средневековье все звукоряды были диатоническими и включались в ладовый космос т.н. Совершенной системы, этого неверно истолкованного наследия классической античности. Совершенная система представляла собой подобие современной хроматической системы, т.е. являлась сводом всех основных тонов (звукорядов), употреблявшихся в музыке. Звукоряды эти были диатоническими – они соответствовали белым клавишам современного фортепиано. Отклонения от основных тонов, неизбежно возникавшие в музыкальной практике, рассматривались средневековыми теоретиками как musica falsa или musica ficta – «фальшивая», «ложная» музыка. В каноне Одо Клюнийского (10 в.) к звукам сводного диатонического звукоряда впервые были приложены буквенные обозначения, которые представлены (в современной их форме) в примере 4.



Пример 4. Совершенная система включает все звукоряды и, следовательно, все тона, используемые в средневековой музыке.

Совершенная система определяет основное правило нотации диатонических гамм: каждая буква в пределах октавы используется только один раз. Отсюда происходит ряд трудностей и неясностей в обозначении тонов хроматической гаммы: приходится использовать семь основных букв с окончаниями -is или -es (например, до-диез обозначается как cis, ре-бемоль – как des и т.д.).

Лады. Диатоническая гамма может быть построена от любой ступени, например: ля – си-бемоль – до – ре – ми – фа – соль или ре – ми – фа – соль – ля – си-бемоль – до и т.д. Поскольку в Совершенной системе (как и в расположении белых клавишей на клавиатуре фортепиано) фиксируются два полутона – ми – фа и си – до, они могут занимать разные позиции по отношению к начальному тону звукоряда. Именно это качество, расположение полутонов в отношении к начальному тону – инициалису, позволяет различать семь диатонических ладов («модусов») (пример 5). Их иногда называют «церковными» ладами, и они определяют собой облик всей средневековой музыки, особенно церковного пения. Любой средневековый лад характеризуется не только соотношением полутонов с инициалисом, но и позицией доминанты как наиболее часто повторяемого тона (в некоторых стилях церковного пения), а также амбитусом, т.е. объемом лада. Амбитус мог быть двух видов: если лад строился от инициалиса вверх, он назывался «автентическим»; если лад начинался на кварту ниже инициалиса и кончался на квинту выше его, он назывался «плагальным» («вторичным»).



Пример 5. Церковные лады – это звукоряды, употреблявшиеся главным образом в эпоху Средневековья, хотя две последние пары (в таблице) были добавлены теоретиками в эпоху Ренессанса. Начальный тон – инициалис – в каждой гамме обозначен целой нотой; тон речитирования при исполнении литургического речитатива обозначен половинной нотой. Автентический лад и парный ему плагальный лад имеют один инициалис, но разные диапазоны и тона речитирования.

Транспозиция и альтерация. Лады могут транспонироваться (перемещаться); они могут быть построены от любого тона внутри октавы. Однако в этом случае для сохранения структуры лада необходимо введение так называемых «случайных знаков» – диезов и бемолей. Если дорийский лад строится от соль, а не от ре, третьей его ступенью должен быть си-бемоль, а не си. На практике в ладах возникали и другие хроматизмы, особенно в заключительных каденциях, где, например, в дорийском ладу вместо хода до – ре появлялся хроматизм до-диез – ре.

Лады описанного выше типа употребляются прежде всего для классификации монодической музыки, особенно средневекового церковного пения. Именно поэтому амбитус и доминанта рассматриваются как отличительные особенности подобных ладов. Другим возможным способом классификации древних (и фольклорных) ладов может быть мелодическая формула («попевка») или группа формул, характерных для данного лада. Такая связь определенных мелодических формул с тем или иным ладом типична для большинства незападноевропейских культур, в частности восточных (например, для индийской раги). Эта связь прослеживается в древнерусском церковном пении и в древних пластах русского фольклора.

Мажорный и минорный звукоряды (гаммы). С развитием полифонии модальная теория утратила свое всеобъемлющее значение. К 16 в. теоретиками наблюдалось уже только четыре используемых автентических лада (от ре, ми, фа, соль) и четыре соответствующих им плагальных. При этом усиление гармонической основы полифонического письма и появление разных альтерированных тонов привели к расширению таблицы ладов с двенадцати до четырнадцати – путем добавления теоретически «вычисленных» локрийского и гиполокрийского ладов (с инициалисом си). Среди всех ладов (двенадцати или четырнадцати) выделились два – ионийский лад от до и эолийский лад от ля, которые легли в основу формирующейся мажоро-минорной системы. Переход от двенадцати ладов 16 в. к мажору и минору современной тональной системы произошел в 17 в. Но преобладание мажора и минора ощущалось и в более ранней музыке; эти лады сохраняют свое значение до наших дней.

Мажорный звукоряд (пример 6) отличается ясностью структуры. Расположение мелодически активных полутонов – между третьей и четвертой и между седьмой и восьмой ступенями – придает мажорному звукоряду интонационные тяготения, строго ориентированные на инициалис, он же финалисконечный тон: ныне он называется тоникой. Одновременно в мажоре создается сопряжение между доминантой (V ступенью) и тоникой, что сообщает ладу гармоническую ясность. Подобные свойства мелодического и гармонического порядка, наблюдающиеся в музыке 17–20 вв., позволяют мажору выдерживать многообразные хроматические изменения, не теряя своей индивидуальности.



Пример 6. Мажорный лад (или мажорная гамма) содержит полутоны в гармонически сильной позиции. При совместном звучании (как показано в такте, следующем за двойной чертой) полутоновые тяготения образуют основу для гармонической последовательности «доминанта – тоника», т.н. совершенного каданса. Эта наиболее эффективная и тонально определенная гармоническая последовательность применяется в окончаниях музыкальных фраз или целых сочинений.

Минорный лад (пример 7) контрастен мажору; ясность его структуры определяется сохранением тяготений, типичных для мажора – имеется в виду ход от повышенной VII ступени (т.н. «вводный тон») к тонике. Итак, имеется три вида минора: натуральный, мелодический и гармонический.



Пример 7. Минорный лад имеет несколько видов звукоряда, но ему необходимо заимствовать из мажора повышенную седьмую ступень, чтобы создать гармонически сильную последовательность «доминанта – тоника».

Другие лады. В западной музыке наблюдается много иных ладов. Это звукоряды с «пробелами», т.е. между ступенями лада образуются интервалы больше большой секунды. К данному типу относятся т.н. пентатонические (пятиступенные) лады. Существуют еще и целотоновые лады. Оба типа приведены в примере 8. Однако значение подобных образований несравнимо с универсальным значением мажора и минора.



Пример 8. Кроме хроматических и диатонических, существуют иные звукоряды. Пентатонические и целотоновые лады, например, нередко используются в восточных и примитивных культурах.

ЛИТЕРАТУРА

Тюлин Ю.Н. Учение о гармонии. М., 1966
Герцман Е. Античное музыкальное мышление. Л., 1986

  • Другие статьи:
Искать информацию по запросу: МУЗЫКАЛЬНЫЕ на eBay аукцион * в Большой Российской Энциклопедии * в магазине Озоне
Search Москва All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Moscow All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*


$13.99
End Date: Sunday Jun-16-2019 11:58:41 PDT
Buy It Now for only: $13.99
|
Russia Р РѕСЃСЃРёСЏ Moscow Putin Communist Soviet Red Alert USSR Funny T-shirt


$13.99
End Date: Sunday Jun-16-2019 11:58:41 PDT
Buy It Now for only: $13.99
|
Russia Р РѕСЃСЃРёСЏ Moscow Putin Communist Soviet Red Alert USSR Funny T-shirt


$13.99
End Date: Sunday Jun-16-2019 11:58:41 PDT
Buy It Now for only: $13.99
|
Russia Р РѕСЃСЃРёСЏ Moscow Putin Communist Soviet Red Alert USSR Funny T-shirt


$13.99
End Date: Sunday Jun-16-2019 11:58:41 PDT
Buy It Now for only: $13.99
|
Russia Р РѕСЃСЃРёСЏ Moscow Putin Communist Soviet Red Alert USSR Funny T-shirt


$13.99
End Date: Sunday Jun-16-2019 11:58:41 PDT
Buy It Now for only: $13.99
|
Russia Р РѕСЃСЃРёСЏ Moscow Putin Communist Soviet Red Alert USSR Funny T-shirt


$13.99
End Date: Sunday Jun-16-2019 12:02:14 PDT
Buy It Now for only: $13.99
|
Russia Retro Ringer Р РѕСЃСЃРёСЏ Moscow Putin Communist Soviet Football T-shirt (Red)


$13.99
End Date: Thursday Jun-6-2019 14:51:06 PDT
Buy It Now for only: $13.99
|
CCCP Star Soviet Communist Russia Moscow Putin Funny Politics T-shirt


$13.99
End Date: Thursday Jun-6-2019 14:51:06 PDT
Buy It Now for only: $13.99
|
Search Results from «Ваш Магазин» Печать книг на заказ. Новинки.
 Московский Кремль (на итальянском языке)Московский Кремль (на итальянском языке), 2004 г.
Гейдор Т.

Кремль - центральный ансамбль Москвы, сердце России и символ её величия - был заложен на высоком Боровицком холме у слияния двух судоходных рек - Москвы и Неглинной. Эта древнейшая территория города ведёт своё летоисчисление от IX века. В буклете отображены его соборы, церкви, дворцы,...
Цена: 171 руб.
 Кремль неизвестный-известныйКремль неизвестный-известный, 2006 г.
Хохлова Е.С.

Книга-альбом по-новому представляет всемирно известный Московский Кремль благодаря уникальным фотографиям В. Греви.
Цена: 767 руб.
 Названия московских улиц и переулков с историческими объяснениямиНазвания московских улиц и переулков с историческими объяснениями, 2018 г.
Мартынов А.А.

Предлагаемая читателю книга известного историка, археолога и архитектора, исследователя Москвы XIX века А.А. Мартынова представляет собой первую историческую энциклопедию московских улиц. В ней по алфавиту приведены названия улиц, переулков и площадей столицы с описанием их...
Цена: 746 руб.
 Москва. История. Архитектура. Искусство (на немецком языке)Москва. История. Архитектура. Искусство (на немецком языке), 2016 г.

Альбом - сувенир рассказывает о Кремле, Красной площади, Москве, Московском метро и Троице-Сергиевой Лавре.
Цена: 938 руб.
 КиноСтолица. Москва в зеркале кинематографаКиноСтолица. Москва в зеркале кинематографа, 2017 г.
Костюков Леонид Владимирович

Книга современного поэта, прозаика и критика Леонида Костюкова посвящена образу Москвы в отечественном кинематографе. Автор последовательно прослеживает сложившиеся мифы о Москве, обращая внимание читателя на их возникновение и дальнейшее развитие. Авторское повествование перемежается...
Цена: 1 827 руб.
2008 Copyright © MoscowMSK.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания Москвоведение. Энциклопедия. Компании и фирмы. Новости Москвы. России и Мира сегодня. Прогноз погоды. Политика, бизнес, экономика. Объявления: Работа и вакансии. Знакомства. Полезная информация для туристов: отдых и путешествия. Экскурсии и туры по Москве. Популярные магазины. Продажа товаров и услуги онлайн. | Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. | SkimLinks международная реклама магазинов. | Скрипты Nevius. | Раскрутка сайтов 1ПС. | Хостинг Valuehost.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования