Москвоведение. Энциклопедия истории Москвы.

Кино Первый киносеанс в Москве состоялся 26 мая 1896 в саду «Эрмитаж». - Кино Первый киносеанс в Москве состоялся 26 мая 1896 в саду «Эрмитаж». Затем кинопрограммы показывались во временных помещениях на Девичьем поле. Одним из крупнейших кинотеатров в России стал «Художественный» (построен в 1909 русским кинопредпринимателем А.А. Ханжонковым; архитектор Н.Н. Благовещенский, перестроен в 1912—13 архитектором Ф.О. Шехтелем); позже появились «Форум» (1914, архитектор Ф.Н. Кольбе), «Колизей» (1914, архитектор Р.И. Клейн; ныне театр «Современник») и др. Пионером русского кино стал популярный актёр театра Корша фотолюбитель В.А. Сашин: летом 1896 он начал съёмки, а 1 сентября 1897 в театре после спектакля «Ревизор» показал кинопрограмму в качестве аттракциона. С 1904 в России появились постоянные операторы-хроникёры французских фирм «Братья Пате» и «Гомон». Сюжеты неигрового характера снимали также фотографы-профессионалы, операторы, работавшие у Ханжонкова. Игровые ленты были все иностранными. В 1908 Ханжонков построил первую кинофабрику, открылись и другие кинопредприятия. В 1911 в Москве была снята первая полнометражная картина »Оборона Севастополя» (режиссёры В.М. Гончаров и Ханжонков). Первые режиссёры, актёры, художники пришли в кино из Введенского народного дома: П.И. Чардынин, Гончаров, И.И. Мозжухин. Работали также режиссёры Я.А. Протазанов, Е.Ф. Бауэр, В.Р. Гардин, В.А. Старевич, актёры В.В. Холодная, В.Н. Пашенная, В.В. Максимов и др.

Гражданская война и хозяйственная разруха нанесли тяжёлый удар по российскому кинопредпринимательству. Материальная база была разрушена. Многие московские кинопредприниматели (И.Н. Ермольев, А. Каменка) и творческие работники (Протазанов, Старевич, Мозжухин и др.) уехали за границу. Таким образом, после Октябрьской революции кинопроизводство в Москве фактически начиналось заново и на новых экономических основаниях. 27 августа 1919 В.И. Ленин подписал Декрет СНК РСФСР о национализации кино; всё кинодело перешло под контроль государства. Начался период восстановления и реконструкции кинопроизводства. Основу советского кино заложила хроника. Операторы П.К. Новицкий, А.А. Левицкий, П.В. Ермолов, Г.В. Гибер, А.Г. Лемберг вели съёмки революционных событий: массовой демонстрации московских рабочих 25 марта 1917, первомайской демонстрации 1917, Октябрьских дней 1917 в Москве. 1 июня 1918 вышел первый киножурнал «Кинонеделя № 1»; 21 мая 1922 появился первый номер «Киноправды» Д. Вертова. Для съёмок хроники была выделена 3-я госкинофабрика «Культкино». Здесь работали ведущие советские документалисты Вертов, И.П. Копалин, И.М. Посельский и др. В 1931 была образована «Союзкинохроника». Первый советский полнометражный игровой фильм — «Серп и молот» (1921, режиссёр Гардин). В 20-х гг. созданы фильмы, которые стали этапными для советской и мировой кинематографии: «Стачка» и «Броненосец "Потёмкин"« (оба — 1925, режиссёр С.М. Эйзенштейн), «Мать» (1926) и «Потомок Чингис-хана» (1928, оба — режиссёр В.И. Пудовкин). В 1924 возникла Киностудия имени М. Горького. В 1927 началось строительство кинокомбината на Потылихе (с 1936 «Мосфильм»).

Советское руководство щедро финансировало кино и одновременно держало его под жёстким идеологическим контролем. В ряде случаев вмешательство партийных инстанций вело к творческим трагедиям (уничтожение фильма Эйзенштейна «Бежин луг»). Но в подавляющем большинстве советские кинематографисты следовали партийным указаниям. В 1931 был снят первый отечественный звуковой фильм «Путёвка в жизнь» (режиссёр Н.В. Экк). Среди наиболее значительных кинокартин 30-х гг.: «Окраина» (1933, режиссёр Б.В. Барнет), «Гармонь» (1934, режиссёр И.А. Савченко), «Весёлые ребята» (1934, режиссёр Г.В. Александров), «Петербургская ночь» (1934, режиссёры Г.Л. Рошаль, В.П. Строева), «Мы из Кронштадта» (1936, режиссёр Е.Л. Дзиган), «Последняя ночь» (1936, режиссёр Ю.Я. Райзман), «Ленин в Октябре» (1937) и «Ленин в 1918 году» (1939, оба — режиссёр М.И. Ромм), трилогия режиссёра М.С. Донского «Детство Горького» (1938), «В людях» (1939) и «Мои университеты» (1940), «Александр Невский» (1938, режиссёр Эйзенштейн), «Трактористы» (1939, режиссёр И.А. Пырьев). В 1930 организована студия «Диафильм»; в 1936 на базе небольших мультмастерских начала выпускать рисованные и кукольные фильмы студия «Союзмультфильм». В январе 1933 приступила к работе Киностудия научно-популярных фильмов.

В начале Великой Отечественной войны студии Москвы и Ленинграда были эвакуированы на восток страны. Большая часть кинематографистов переехала в Алма-Ату. Здесь создавались «Боевые киносборники», снимались полнометражные художественные фильмы: «Секретарь райкома» (1942, режиссёр Пырьев), «Парень из нашего города» (1942) и «Жди меня» (1943, оба — режиссёр А.Б. Столпер), «Нашествие» (1945, режиссёр А.М. Роом), «Иван Грозный» (первая серия, 1944, режиссёр Эйзенштейн) и др. Студия кинохроники осталась в Москве. 236 кинооператоров вели репортажи со всех фронтов. В самые суровые дни выходили номера журнала «На защиту родной Москвы». За 10 дней была смонтирована картина «Разгром немецких войск под Москвой» (1942).

В послевоенные годы вышли фильмы, посвященные важным историческим и современным проблемам: «Сельская учительница» (1947, режиссёр Донской), «Повесть о настоящем человеке» (режиссёр Столпер), «Молодая гвардия» (режиссёр С.А. Герасимов), «Сказание о земле Сибирской» (режиссёр Пырьев, все — 1948), «Возвращение Василия Бортникова» (1952, режиссёр Пудовкин).

Большое место занимали биографические фильмы: «Мусоргский» (1950, режиссёр Рошаль), «Адмирал Ушаков» (1953, режиссёр Ромм) и др. Особым пафосом и постановочным размахом отличались картины, утверждавшие культ И.В. Сталина: «Клятва» (1946), «Падение Берлина» (1950, оба — режиссёр М.Э. Чиаурели). В эти же годы была запрещена вторая серия «Ивана Грозного» Эйзенштейна (1948), содержавшая попытку критики власти, основанной на насилии и терроре.

С середины 50-х гг. в продукции московских студий всё отчётливее стали проявляться признаки обновления. Идеологическая тенденциозность становилась менее навязчивой, изображение советской реальности — более правдивым, психология героев — более убедительной и мотивированной: «Дело Румянцева» (1956, режиссёр И.Е. Хейфиц), «Весна на Заречной улице» (1956, режиссёр М.М. Хуциев) и др. Принципиальными художественными достижениями стали фильмы: «Сорок первый» (1956) и «Баллада о солдате» (1959, оба — режиссёр Г.Н. Чухрай), «Летят журавли» (1957, режиссёр М.К. Калатозов), «Судьба человека» (1959, режиссёр С.Ф. Бондарчук), «Девять дней одного года» (1962, режиссёр Ромм).

60-е гг. стали временем прорыва в кинематограф нового поколения режиссёров. В Москве это были А.А. Тарковский (фильмы: «Иваново детство», 1962, «Андрей Рублёв», 1966, вышел на экран в 1971), А.С. Кончаловский (фильмы: «Первый учитель», 1965, «История Аси Клячиной...», 1967, вышел на экран в 1988), А.А. Салтыков (фильмы: «Друг мой, Колька!», 1961, совместно с А.Н. Миттой, «Председатель», 1964), В.М. Шукшин (фильмы: «Живёт такой парень», 1964, «Ваш сын и брат», 1966), Г.А. Панфилов (фильмы: «В огне брода нет», 1968, «Начало», 1970), А.Я. Аскольдов (фильм «Комиссар», 1967, вышел на экран в 1987) и др. Большое принципиальное значение имел фильм «Мне 20 лет» («Застава Ильича», 1964, сценарий Г.Ф. Шпаликова, режиссёр Хуциев). Происходило решительное освобождение из-под власти штампов и схем, овладение новым киноязыком, выражавшим личный, авторский взгляд на мир. Этот процесс продолжался и в 70—80-х гг. в фильмах: «Зеркало» (1974, режиссёр Тарковский), «Печки-лавочки» (1972) и «Калина красная» (1974, оба — режиссёр Шукшин), «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977, режиссёр Н.С. Михалков), «Остановился поезд» (1982), «Плюмбум, или Опасная игра» (1986, оба — режиссёр В.Ю. Абдрашитов, сценарий А.А. Миндадзе) и др. Одновременно на «Мосфильме» ставились зрелищные фильмы, такие, как «Война и мир» (4 серии, 1966—67), «Они сражались за Родину» (1977, оба — режиссёр Бондарчук), «Освобождение» (5 фильмов, 1970—72, режиссёр Ю.Н. Озеров) и др. Большим зрительским успехом пользовались фильмы Э.А. Рязанова («Берегись автомобиля», 1966; «Ирония судьбы, или С лёгким паром», 1975), Г.Н. Данелии («Мимино», 1978; «Осенний марафон», 1979), П.Е. Тодоровского («Любимая женщина механика Гаврилова», 1982; «Военно-полевой роман», 1984), Л.И. Гайдая («Кавказская пленница», 1967; «Бриллиантовая рука», 1969). Московская актёрская школа выдвинула таких исполнителей, как М.А. Ульянов, А.А. Миронов, И.М. Чурикова, Л.М. Гурченко, Н.В. Мордюкова, Р.А. Быков, С.К. Шакуров и др.

После 1986 вышли в прокат многочисленные ранее запрещённые (так называемые полочные) картины. С отменой государственного контроля над кино количество фильмов увеличилось, но их художественное качество снизилось. Выделялись своими высокими профессиональными качествами и гуманистической направленностью такие фильмы, как «Крейцерова соната» (1987, режиссёр М.А. Швейцер), «Маленькая Вера» (1988, режиссёр В.В. Пичул), «Слуга» (1989, режиссёр Абдрашитов), «Прорва» (1992, режиссёр И.В. Дыховичный), «Дом под звёздным небом» (1991, режиссёр С.А. Соловьёв), «Утомлённые солнцем» (1994, режиссёр Михалков).

Москва — центр кинообразования и научно-исследовательской работы в области кино. От основанной в 1919 Госкиношколы ведёт своё начало Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК). В 1929 основан Научно-исследовательский кинофотоинститут (НИКФИ). В 1966 на базе института организован Всесоюзный НИИхимфото. В 1974 создан Научно-исследовательский институт теории и истории кино. Научная работа ведётся также в Центральном кинохранилище российского Госфильмофонда. Здесь собраны фильмы отечественного и зарубежного производства. Ценнейшие материалы хранятся в Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов (ЦГАКФФД).

Кадры кинематографистов готовит Институт кинематографии (ВГИК). В 1964 созданы объединённые Высшие курсы режиссёров и сценаристов. В Москве издаются журналы «Искусство кино», «Кино-глаз», «Видео-асс» и др.

В 1935 в Москве состоялся I Международный кинофестиваль (см. Московский международный кинофестиваль). Кинематографисты Москвы запечатлели родной город в фильмах: «Здравствуй, Москва», «Небо Москвы», «Июльский дождь», «Я шагаю по Москве» и др.

 

  • Другие статьи:
  • от А до Я:
Moscow Travel All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Moscow All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*


$17.99
End Date: Saturday Jun-15-2019 23:50:49 PDT
Buy It Now for only: $17.99
|
Dynamo Moscow Travel Toiletry Hockey Bag Shaving Dopp Kit, dark blue


$17.99
End Date: Tuesday May-28-2019 12:52:01 PDT
Buy It Now for only: $17.99
|
HC CSKA Moscow Travel Toiletry Hockey Bag Shaving Dopp Kit, durable polyester


$5.85
End Date: Monday Jun-17-2019 19:56:24 PDT
Buy It Now for only: $5.85
|
Moscow USSR Travel Poster 2" X 3" Fridge / Locker Magnet. Russia


$4.99
End Date: Monday Jun-10-2019 13:59:35 PDT
Buy It Now for only: $4.99
|
DK Eyewitness Travel Guide: Moscow by DK


$27.98
End Date: Monday Jun-17-2019 14:49:32 PDT
Buy It Now for only: $27.98
|
Russia Moscow Cathedral Vintage Airline Travel Art Poster Print GiclГ©e


$3.99
End Date: Friday May-31-2019 10:47:31 PDT
Buy It Now for only: $3.99
|
Moscow Vintage Looking Travel Decal Luggage Label Sticker


$3.90
End Date: Friday Jun-14-2019 21:23:48 PDT
Buy It Now for only: $3.90
|
Kremlin Moscow Russia Travel Car Bumper Sticker Decal 3" x 5"


$11.99
End Date: Friday Jun-14-2019 13:04:47 PDT
Buy It Now for only: $11.99
|
Поиск книг о Москве: «Озон» История Москвы
 
Дмитрий Опарин, Антон Акимов Истории московских домов, рассказанные их жителями
Истории московских домов, рассказанные их жителями
Это рассказ о двадцати пяти жилых московских домах, построенных с XVII века по 1920-е годы. Каждая глава посвящена одному дому и состоит из исторического экскурса и воспоминаний жителей, сопровождается архивными документами, старыми и новыми фотографиями дома. Несколько лет автор текстов Дмитрий Опарин и фотограф Антон Акимов вели рубрику об исторических домах в журнале "Большой город". Когда рубрика закончилась, они продолжили собирать воспоминания жителей, искать старые фотографии и архивные документы, пробираться на чердаки и черные лестницы, фотографировать сохранившийся паркет и покрашенную в несколько слоев лепнину. В результате получилась эта книга....

Цена:
780 руб

Алексей Рогачев Шоссе Энтузиастов. Дорога великих свершений
Шоссе Энтузиастов. Дорога великих свершений
Первое исследование, полностью посвященное описанию главного восточного радиуса Москвы - дороги на Владимир. Книга - не просто путе­водитель. Помимо рассказа об истории и застройке улиц, составляющих радиус, в ней затрагиваются проблемы современного состояния улиц....

Цена:
361 руб

 Памятники архитектуры Москвы. Том 6. Юго-восточная и южная части территории между Садовым кольцом и границами города XVIII века
Памятники архитектуры Москвы. Том 6. Юго-восточная и южная части территории между Садовым кольцом и границами города XVIII века
Издательство "Искусство-XXI век" по многочисленным просьбам читателей осуществило репринтное издание самых редких томов знаменитой серии "Памятники архитектуры Москвы".
Первые четыре тома серии выходили в издательстве "Искусство" с 1980 по 1994 год тиражами 50000 экземпляров. Тиражи 5 и 6 томов не превышали 4000 экземпляров, поэтому эти две книги превратились в библиографическую редкость уже в момент выхода в свет.

Книги воспроизведены с максимальной точностью по изданиям 1998 и 2000 годов....

Цена:
5115 руб

Лучи от Кремля
Лучи от Кремля
Улицы Горького, Герцена, Кирова, Чернышевского и другие радиальные магистрали центра - древнейшие в Москве. Об их прошлом, настоящем и будущем рассказывается в путеводителе. Автор приводит много новых сведений, полученных в результате проведенных им исследований.

Книга рассчитана на туристов и массового читателя....

Цена:
624 руб

Оружейная палата
Оружейная палата
В настоящее время коллекции Оружейной палаты размещены в девяти залах. Они включают собрание огнестрельного, холодного ору­жия и брони, золотых и серебряных изделий работы русских мастеров XII - начала XX века; одежды и тканей XV-XVII веков; древних государственных регалий, посольских даров, Конюшенной казны и карет.
Коллектив научных работников и экскурсоводов занимается изу­чением сокровищ палаты, повседневно работает над улучшением экс­позиции музея. Проводится большая массово-просветительная рабо­та с посетителями музея.
20 июня 1955 г. Кремль был открыт для свободного посещения. Широко распахнулись для многочисленных посетителей и двери Го­сударственной Оружейной палаты. За это время здесь побывало свыше шести с половиной миллионов человек.
Советские люди и иностранные гости оставляют в книге впечатле­ний тысячи отзывов. Все они полны выражения глубокой благодар­ности Коммунистической партии и Советскому правительству за сохранность памятников Московского Кремля и Оружейной палаты, которые помогают глубже понять историю нашей Родины....

Цена:
312 руб

Филипп Смирнов И вкус, и цвет, и аромат...
И вкус, и цвет, и аромат...
Какими словами можно охарактеризовать район улицы Воронцово Поле? Зачем сюда приходить гулять и что именно можно здесь увидеть? Автор увлекательной прогулки, Филипп Смирнов, коренной москвич, выросший неподалеку, рассказывает об этих местах неспешно и остроумно. В своем рассказе он опирается на архивные данные, собственные наблюдения и изыскания, умение наблюдать и видеть приметы разных времен и эпох. Ретроспективный взгляд на многослойную историю района позволяет всем без исключения читателям - москвичам и гостям города понять, что в городе помимо общепризнанных (и к тому же уже "избитых объектов туристической привлекательности есть целый сонм удивительных памятников архитектуры, которые по степени своего значения лишь немногим уступают храму Христа Спасителя или ансамблю Соборной площади. Автор делится с читателем настроением, своим образом места, рассказывает об "энциклопедии московского модерна", помогает связать литературных героев и сюжеты с историей города, повествует об особых символах на зданиях и расшифровывает их значения. В книге нашлось место и храму Ильи Пророка, построенному Алевизом Фрязиным, и уникальным археологическим находкам, и династии московских архитекторов Пиотровичей, и старту творческой карьеры учеников Каминского - Шехтеля и Борютина. Филипп Смирнов касается и истории московской медицины (Евангелическая клиника), и сюжетов московского чаепития, и немецких погромов, и вклада немецких купцов в развитие города....

Цена:
802 руб

В. Б. Муравьев Повести Тверского бульвара. В 2 томах (комплект из 2 книг)
Повести Тверского бульвара. В 2 томах (комплект из 2 книг)
Цена:
1271 руб

Административные округа Москвы. Культура. История. География
Административные округа Москвы. Культура. История. География
В книге впервые дана обобщенная краеведческая и социально - экономическая характеристика 10 административных округов Москвы. В работе содержится много неизвестных и малоизвестных фактов из истории развития столицы и их количественная аргументация. Текст дополняет серия таблиц, позволяющих любознательному читателю продолжить самостоятельно изучение, сделать несложные расчеты и анализ развития интересующего его округа. В оригинальных фотографиях преобладают виды недостаточно известных, но интересных объектов. Книга предназначена для широкого круга читателей и может быть использована при изучении предмета `Москвоведение`....

Цена:
505 руб

Сергей Махотин Прогулки по Москве
Прогулки по Москве
"Москва не сразу строилась", — так говорят люди, приступая к большому делу. Вместе с автором мы смотрим на главный город России через призму времён, знакомимся с людьми, чьи имена остались в истории столицы великого государства....

Цена:
601 руб

В. В. Быков, О. А. Деркач Книга Москвы. Биографии улиц, памятников, домов и людей
Книга Москвы. Биографии улиц, памятников, домов и людей
Ольга Деркач и Владислав Быков - это журналисты, писатели, известные участники интеллектуальных игр, авторы игровых и познавательных теле- и радиопрограмм. Это дружная семейная пара, соавторы и соратники, плодотворный творческий тандем которых рождает прекрасные книги. Среди них "Книга века" и "Горбачев. Переписка переживших перестройку". "Книга Москвы" - не путеводитель и не энциклопедия. Сухую истину справочника авторы щедро сдобрили своим собственным отношением к предмету, своими размышлениями и выводами, ненавязчивым юмором, и в результате получилась книга для легкого, но полезного чтения о Белокаменной и Первопрестольной. Улицы, памятники, дома, станции метро, горожане представлены здесь в алфавитном порядке на широком, географическом и литературном пространстве....

Цена:
814 руб

2008 Copyright © MoscowMSK.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания Москвоведение. Энциклопедия. Компании и фирмы. Новости Москвы. России и Мира сегодня. Прогноз погоды. Политика, бизнес, экономика. Объявления: Работа и вакансии. Знакомства. Полезная информация для туристов: отдых и путешествия. Экскурсии и туры по Москве. Популярные магазины. Продажа товаров и услуги онлайн. | Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. | SkimLinks международная реклама магазинов. | Скрипты Nevius. | Раскрутка сайтов 1ПС. | Хостинг Valuehost.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования