Москвоведение. Энциклопедия истории Москвы.

Метро Москвы, Метрополитен в Москве. - Метрополитен Действует в Москве с 15 мая 1935. Первые предложения о сооружении в Москве железной дороги для внутренних пассажирских перевозок относятся к началу XX в. Общество Рязанско-Уральской железной дороги в 1901 представило проект, разработанный инженером А.И. Антоновичем. Предполагалось построить наземную кольцевую дорогу в пределах города с диаметральным тоннелем между Трубной площадью и улицей Ильинкой и пятью линиями от кольца к Центру. Затем проект был пересмотрен при участии инженеров Н.И. Голиневича и Н.П. Дмитриева. Новый вариант предусматривал строительство кольцевой линии по контуру Камер-Коллежского вала, от которой отходили радиальные линии к Центральному вокзалу в Александровском саду.

Намечалось построить 4 радиуса: Тверской (Театральная площадь — Петровский парк), Покровский (от Центрального вокзала через Каланчёвскую площадь к Черкизову), Замоскворецкий (от Центрального вокзала под Москвой-рекой и Водоотводным каналом к Данилову монастырю) и Арбатский, который через Плющиху выходил бы к Новодевичьему монастырю. Конечные станции предполагалось объединить в кольцо, а позже от каждой должны были протянуться линии к Окружной железной дороге. Проект не рассматривался в официальных инстанциях.

В 1902 инженер и предприниматель П.И. Балинский при участии инженера Е.К. Кнорре разработал новый проект метрополитена и представил его Городской думе. Иллюстрации к проекту выполнил художник Н.Н. Каразин. Общая протяжённость линий должна была составить 105 км; предполагалось построить 28 эстакад для наземных участков и несколько тоннелей. Центральный вокзал должен был располагаться вблизи Красной площади. Первый радиус должен был пройти в направлении Брестского (Белорусского) вокзала и далее на Петровско-Разумовское у Окружной железной дороги. Вторая очередь предусматривала строительство одного радиуса от Центра через Каланчёвскую площадь на село Алексеевское, также на пересечении с Окружной железной дорогой, и другого радиуса — в Черкизово, куда намечалось проложить монорельсовую дорогу и эстакаду, чтобы как можно меньше нарушать городскую застройку и пересечь р. Яузу. В третью очередь были включены линии от Зубовской, Кудринской и Калужской площадей до кольцевой железной дороги. Проект отличался высоким уровнем инженерных решений, но в Думе вызвал бурю протестов. Дума постановила: «Господину Балинскому в его домогательствах отказать».

Не были приняты и другие предложения (в 1903 — проект К.В. Трубникова и инженера К.К. Руина; в 1912 — проект группы авторов во главе с инженером Г.Д. Хофманом). В 1918 архитектор Б.С. Сакулин предлагал в ходе перепланировки городских улиц построить линии метрополитена, которые связали бы Центр с железнодорожным пригородным движением.

Схема метрополитена была разработана в 1922 специалистами Службы коммунального хозяйства. Сеть метрополитена включала 12 радиусов, то есть шесть диаметральных линий (Дорогомиловско-Преображенская, Всехсвятско-Богородская, Даниловско-Марьинская, Пресненско-Рогожская, Хамовническо-Петровская, Калужско-Лефортовская), две кольцевые линии (Садовое и Бульварное кольца) и два полукольца, вытянутых с севера на юг и с востока на запад. Этот проект также не был официально одобрен. В 1924 в Управлении московских городских дорог и трамвайной сети был создан подотдел по подготовке проекта метрополитена. Группа авторов (инженеры С.Н. Розанов, К.С. Мышенков, М.Н. Мошков, А.И. Горьков, В.Г. Цырис и др.) под руководством В.Л. Николаи в 1925—30 разработала проект сети метрополитена из четырёх диаметральных и одной кольцевой линий, который был принят за основу в постановлении Пленума ЦК ВКП(б) «О строительстве в г. Москве метрополитена с 1933 г.» (15 июня 1931). В 1932 был подготовлен рабочий проект в техническом отделе Метростроя (с 1933 Метропроект). В работе приняли участие также английские, немецкие, французские инженеры.

Весной 1932 развернулись подготовительные работы к строительству метрополитена и одновременно началось обучение строителей и эксплуатационников. На городских улицах и площадях появились лозунги: «Даёшь метро!». Был объявлен всесоюзный набор молодёжи для работы в Метрострое. В строительстве приняли участие шахтёры Донбасса, бетонщики Днепростроя, московские комсомольцы. Более 500 предприятий освоили производство новой техники, поставляли для метрополитена эскалаторы, вагоны, насосы, вентиляторы, рельсы, проходческие щиты, цемент, мрамор, гранит, полудрагоценные и поделочные камни, стальной прокат, медные листы, светильники.

Плотная городская застройка, подземные коммуникации, реки (Неглинная, Яуза, Ольховка, Чечера, Рыбинка, Ольховец), которые пересекали подземные трассы, осложняли строительство. Тем не менее сооружение первой очереди метрополитена было завершено к октябрю 1934; было пробито 16,8 км тоннелей. Первый пробный поезд прошёл по участку «Комсомольская» — «Красносельская» — «Сокольники». По всей трассе от «Сокольников» до «Парка культуры» поезда проследовали 5 февраля 1935. 15 мая 1935 началось пассажирское движение поездов через все 13 станций (с ответвлением к «Смоленской»). В день пуска было перевезено 370 тыс. человек.

В результате ввода в эксплуатацию второй очереди метрополитена 20 мая 1937 («Смоленская» — «Киевская», длина 1,7 км) и в марте 1938 («Площадь Революции» — «Курская», длина 3,6 км) линии «Сокольники» — «Парк культуры» и «Курская» — «Киевская» стали действовать самостоятельно. Пуском линии «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная») — «Сокол» (длина 9,6 км) завершена вторая очередь (1938).

Строительство третьей очереди метрополитена велось в годы Великой Отечественной войны. Общая длина проложенных линий 14,8 км. В 1943 были пущены станции «Новокузнецкая», «Павелецкая», «Завод имени Сталина» (ныне «Автозаводская»), в 1944 — «Бауманская», «Электрозаводская», «Сталинская» (ныне «Семёновская»), «Измайловская» (ныне «Измайловский парк»). Началось сооружение Кольцевой линии — четвертой очереди метрополитена. С конца лета 1941 станции метрополитена служили убежищем жителям города во время бомбёжек. На некоторых станциях размещались государственные учреждения, в вагонах работали медпункты. Мастерские метрополитена выпускали оружие и боеприпасы, ремонтировали танки. На деньги метростроевцев и работников метрополитена был построен и передан фронту бронепоезд «Московский метрополитен». Метростроевцы и работники метрополитена принимали участие в восстановлении железных дорог, вокзалов, шахт, депо и других предприятий, строили заградительные сооружения на линии фронта. Более 1300 человек ушли на фронт, свыше 900 получили боевые награды, 27 удостоены звания Героя Советского Союза.

В марте 1954 закончилось сооружение Кольцевой линии, связавшей основные железнодорожные вокзалы. Кольцо замкнулось с открытием станций «Белорусская-кольцевая» и «Парк культуры-кольцевая». Позже на Кольцевой линии появился ещё ряд пересадочных станций на радиальные направления. В 50—60-х гг. получили развитие радиальные линии, связавшие центр города с новыми жилыми районами. Сокольническая линия продлилась до Преображенской площади в одну сторону и на юго-западе к Ленинским (Воробьёвым) горам и Университету — в другую. Калужско-Рижская линия получила развитие на север в сторону ВДНХ. Замоскворецкая линия пришла к Речному вокзалу на северо-западе В конце 60-х гг. станции метрополитена появились в районах улицы Каховки, на Каширском шоссе, Варшавском шоссе, в Коломенском. Арбатско-Покровская линия дотянулась до Щёлковского шоссе. В 1961—65 добавилось 5 станций на Филёвской линии. В 1962 появились новые станции на Калужско-Рижской линии в сторону Черёмушек. В 1966 до Выхино продлилась Таганско-Краснопресненская линия. В противоположную сторону эта линия увеличила длину в 1972—75, когда были введены в эксплуатацию участки от станции «Баррикадная» до станции «Пролетарская». В конце 1979 начали ходить поезда по новой Калининской линии, связавшей район Таганки с Новогиреевом. Дальнейшее развитие это направление получило в 1982, когда открылась станция «Третьяковская».

В 80-х — начале 90-х гг. продлевались линии в районы новостроек (Орехово-Борисово, Беляево, Тёплый Стан, Ясенево), строились новые выходы со старых станций в центральной части города, появлялись новые переходы, вновь построенные станции соединялись со старыми. В начале 90-х гг. значительное развитие получила Серпуховско-Тимирязевская линия, соединившая районы, прилегающие к Алтуфьевскому шоссе, с южными районами столицы (Нагатино, Чертаново). В 1995 начала работать Люблинская линия, на которой введены в эксплуатацию 6 станций — от Курского вокзала («Чкаловская») до района Печатников.

С начала строительства метрополитена его станции создавались как пространственно протяжённый архитектурный комплекс монументальных сооружений. В проектировании станций участвовали видные архитекторы (В.Г. Гельфрейх, А.Н. Душкин, Н.А. Ладовский, И.А. Фомин, А.В. Щусев и др.), которые стремились не только создать наиболее комфортабельные условия для пассажиров, но и придать каждой станции индивидуальный архитектурный облик. Торжественные, мажорные по настроению художественные комплексы метрополитена украшены статуями и рельефами (скульпторы М.Г. Манизер, Г.И. Мотовилов и др.), монументально-декоративными композициями (живопись, майолика, мозаики, витражи работы А.А. Дейнеки, П.Д. Корина, Е.Е. Лансере и др.); большое внимание уделялось «архитектуре света» — изощрённым эффектам искусственного освещения подземных перронов и переходов. Подбор различных облицовочных материалов в совокупности образует богатую колористическую гамму. При облицовке станций метрополитена было использовано свыше 20 видов мрамора из различных месторождений Урала, Алтая, Средней Азии, Кавказа, Украины и др., а также лабрадор, гранит, порфир, родонит, оникс и другие материалы. С середины 50-х гг., в связи с переориентацией отечественного зодчества на удешевление и типизацию строительства, при сооружении станций метрополитена начали широко применять стандартные железобетонные конструкции, недорогие отделочные материалы (кафель, искусственный мрамор, гранитная крошка и др.) и осветительную арматуру; результатом стало резкое упрощение архитектурного облика станций, превращение их в утилитарно-обезличенные транспортные узлы. Возрождение индивидуального подхода к архитектурному проектированию станций метрополитена наметилось к концу 60-х гг.; лучшие традиции художественного оформления метрополитена продолжены работающими в этой области архитекторами и художниками в 70—90-х гг. (См. также статьи об отдельных станциях метрополитена)

В 1996 на 11 действующих линиях радиально-кольцевой структуры, содержащей 157 станций, в том числе 52 пересадочные, выполнялось свыше 45% всех пассажирских перевозок городским транспортом. За один день в метрополитене поездки совершали 9 млн. человек. Длина всех линий составила 55,2 км; интервал между поездами составлял до 85 секунд. Московское метро характеризуется самой большой напряжённостью перевозок среди метрополитенов во всём мире. Обеспечение объёма перевозок, обслуживание пассажирских потоков в «часы пик», содержание путей, подвижного состава, эскалаторного, станционного, ремонтного хозяйств обеспечивают соответствующие службы. Подвижной состав метрополитена обслуживают 15 депо и ремонтный завод. Эскалаторная служба и опытно-электромеханический завод обеспечивают работу около 540 действующих эскалаторов (общая длина лестничного полотна 55,2 км) 30 типов и модификаций. Служба пути и служба тоннельных сооружений ночью (от 0 ч 30 мин до 4 ч 30 мин) осуществляют смену рельсов, стрелочных переводов, промывку тоннелей и станций и другие работы. Электромеханическая служба обеспечивает работу мощных вентиляторов для проветривания, насосных станций подземного водоотлива и других постоянно действующих инженерных сооружений. Инженерно-технические устройства системы производят воздухообмен более 10 трлн. м3 воздуха в сутки при помощи 5000 вентиляционных установок. Системы силовых установок, питания подвижного состава включают 250 тяговых подстанций, 585 тяговых трансформаторов (суммарная мощность 950 тыс. кВ*А). Устройства автоматики, телемеханики [служба сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) и связи] регулируют движение поездов (до 40 пар восьмивагонных составов в «часы пик»), обеспечивают диспетчерскую связь с машинистами. В метрополитене действуют 5 АТС с общей номерной ёмкостью 9520 номеров. Приёмом и отправкой пассажиров, уборкой станций занимается Служба движения. В соответствии с планами технического перевооружения в метрополитене осуществляются модернизация оборудования, замена устаревших по срокам эксплуатации, изношенных систем, обеспечивающих безопасность перевозки пассажиров. Ведутся работы по замене эскалаторов с улучшением технических параметров. Внедряются системы управления работой станций с применением средств локальной телемеханики, цветного теленаблюдения, видеозаписи. Совершенствуется система контроля прохода пассажиров в метрополитен, вырабатываются новые принципы обслуживания пассажиров. Ремонт и реконструкцию метрополитена ведут Мосметрострой и Мосметрореконструкция с субподрядными организациями и соответствующими службами метрополитена. Московский метрополитен, занимающий пятое место в мире по протяжённости, вышел на первое место по объёму перевозок. В 90-х гг. метрополитен оставался наиболее удобным и быстрым видом городского транспорта. Однако актуальной стала проблема устойчивого финансирования эксплуатации, реконструкции и технического перевооружения метрополитена. Темпы старения оборудования, обеспечивающего безопасность движения, стали превышать темпы обновления. В техническом обновлении метрополитена наметилось несколько направлений. Началась замена устаревших высоковольтных кабелей на кабели, не распространяющие горение, не выделяющие токсические вещества при тепловом воздействии; продолжалось внедрение люминесцентных ламп с бесстартёрным включением и увеличенным в 2 раза сроком службы при сниженном расходе электроэнергии; расширилось применение модернизированной уборочной техники — машин (с высоким давлением) для мойки станций, подвижного состава, тоннелей. В вагонном парке появились (1996) вагоны (выпущены АО «Метровагонмаш») с принципиально новыми условиями, с повышенной комфортностью для пассажиров и машинистов. Конструктивная скорость вагонов 100 км/ч, вместимость до 170 человек (при 3 стоящих пассажирах на 1 м2). Проводится модернизация эксплуатируемых вагонов с целью повышения надёжности, улучшения пожарной безопасности, в салоне материалы заменяются на негорючие, устанавливаются пожаробезопасные приборы, проводится оснащение составов системой автоматического пожаротушения «Игла».

Правительством Москвы принято постановление «О схеме развития Московского метрополитена до 2010 года», которое предусматривает продление и реконструкцию действующей радиально-кольцевой системы линий и строительство новых линий. Будут строиться Митинская и Строгинская линии, продлеваться Люблинская, Калининская — в Новокосино, Серпуховско-Тимирязевская — в Бутово и Северный район, Сокольническая — в Гольяново и до Киевского шоссе, Замоскворецкая — до Химок и Братеева, Калужско-Рижская — в Мытищи, Таганско-Краснопресненская — в Жулебино. Начнутся проектирование и строительство системы новых линий с улучшенными технико-экономическими параметрами для обслуживания удалённых от Центра районов Внуково, Солнцево, Лосиноостровская, Бирюлёво, Бутово, Новоподрезково, Ховрино, Люберцы и районов формирования общегородских центров на границе Центрального административного округа — Парк Победы, деловой центр «Сити», Савёловский вокзал, Марьина роща, Лефортово, Кузьминки, Авиамоторная улица, Волгоградский проспект, Автозаводская улица, площадь Гагарина. Планируется построить 168 км новых линий и довести протяжённость сети до 420 км. Прогнозируемый годовой объём пассажирских перевозок 4—4,5 млрд. человек.

Литература: Мы строим метро. История, настоящее и будущее, М., 1983; Московский метрополитен, М., 1997.

Д.В. Гаев, В.Г. Россовский.

  • Другие статьи:
  • от А до Я:
Moscow Travel All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Moscow All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*


$17.99
End Date: Tuesday Apr-16-2019 23:50:49 PDT
Buy It Now for only: $17.99
|
Dynamo Moscow Travel Toiletry Hockey Bag Shaving Dopp Kit, dark blue


$17.99
End Date: Friday Mar-29-2019 12:52:01 PDT
Buy It Now for only: $17.99
|
HC CSKA Moscow Travel Toiletry Hockey Bag Shaving Dopp Kit, durable polyester


$11.32
End Date: Saturday Apr-6-2019 19:00:40 PDT
Buy It Now for only: $11.32
|
Pure Copper Cup for Moscow Mules Coffee Beers Drinking Cocktail Travel Vintage


$5.85
End Date: Monday Apr-8-2019 9:18:15 PDT
Buy It Now for only: $5.85
|
Moscow Travel Poster 2" X 3" Fridge Magnet. Russia Bolshoi Theater Ballet


$3.50
End Date: Wednesday Apr-3-2019 10:40:08 PDT
Buy It Now for only: $3.50
|
Moscow City Kremlin Travel Car Bumper Sticker Decal - 3'' or 5''


$9.99
End Date: Monday Apr-8-2019 7:14:20 PDT
Buy It Now for only: $9.99
|
Moscow Travel Landmarks Tourist Memorable Place Collection Metal Souvenir Gift


$3.75
End Date: Wednesday Apr-3-2019 10:40:08 PDT
Buy It Now for only: $3.75
|
Moscow City Kremlin Travel Car Bumper Sticker Decal - 3'' or 5''


$8.99
End Date: Thursday Mar-21-2019 11:06:40 PDT
Buy It Now for only: $8.99
|
Поиск книг о Москве: «Озон» История Москвы
 
Егор Ларичев, Анастасия Углик Московское метро. Путеводитель
Московское метро. Путеводитель
Путеводитель включает пять маршрутов по станциям, наиболее интересным с художественной и архитектурной точки зрения. Вы сможете прочитать об истории их создания, архитектурных особенностях, декоративном убранстве, посмотреть современные и архивные фотографии, а также эскизы проектов станций, некоторые из которых так и не были воплощены. Второй, четвертый и пятый маршруты состоят из двух частей: основной - в нее включены наиболее значимые станции, и расширенной - в нее входят станции, также представляющие интерес. Путеводитель снабжен указателем всех станций Московского метрополитена, а также перечнем музеев, театров, стадионов, вокзалов, крупных торговых центров и парков Москвы, до которых можно добраться на метро.

Формат: 20,5 см х 27,5 см....

Цена:
275 руб

Сергей Романюк Переулки старой Москвы. История. Памятники архитектуры. Маршруты
Переулки старой Москвы. История. Памятники архитектуры. Маршруты
Эта книга приглашает в путешествие по московским переулкам, раскинувшимся в старом городе, ограниченном Садовым кольцом. Здесь, в небольшой части современного города-гиганта, сосредоточено большинство архитектурных и исторических памятников. В книге рассказывается о сокровищах, которые "спрятаны" в прихотливом лабиринте переулков, вдали от проторенных туристами путей, о выдающихся сооружениях и памятных местах, связанных с великими именами в истории нашей страны, о рядовых, казалось бы, ничем не примечательных зданиях и часто незаслуженно забытых деятелях отечественной культуры и истории....

Цена:
1219 руб

Г. В. Андреевский Повседневная жизнь Москвы в Сталинскую эпоху 1920-1930-е годы
Повседневная жизнь Москвы в Сталинскую эпоху 1920-1930-е годы
Под пером Г.В. Андреевского пестрая и многоликая Москва 1920-1930х годов оживает, движется, захватывает воображение читателя своими неповторимыми красками, сюжетами и картинами, увлекая его по улицам и переулкам, магазинам и кинотеатрам, паркам и дворам, знакомя с жизнью поэтов, музыкантов, политиков широко распахивая окно в неизвестное прошлое столицы. Уникальные и редкие фотографии из архивов и частных собраний богато иллюстрируют книгу. Достоинством этого исследования является то что оно создано на основании воспоминаний, архивных материалов и сообщений прессы тех лет о таких редко замечаемых деталях, как, например, езда на трамваях, мытьё в банях, обучение на рабфаках, торговля на рынках, жизнь в коммуналках, о праздниках и труде простых людей, о том, как они приспосабливались к условиям послереволюционного времени....

Цена:
539 руб

Николай Малинин Метрополь. Московская легенда
Метрополь. Московская легенда
Книга рассказывает о фантастической истории одной из старейших московских гостиниц. Не став оперным театром, как замышлял Савва Мамонтов, "Метрополь" превратился в настоящий "музей под открытым небом", где с майоликой Михаила Врубеля соседствуют барельефы Николая Андреева и цитата из Фридриха Ницше.
Драматические события (арест основателя отеля, пожар почти законченного здания в 1901 году, артобстрел 1917-го) не помешали ему оказаться самой престижной гостиницей советской Москвы. Чтобы, став поистине городской легендой, оставаться ею и сегодня.
Текстовый материал представляет собой красивое художественное повествование, в сочетании с неопубликованной ранее архивной информацией.
Книга будет интересна к прочтению, как простым обывателям, так и посвященным.
Издание содержит большое количество неопубликованных ранее исторических фоторабот из частных коллекций....

Цена:
851 руб

Улицы Москвы. Справочник
Улицы Москвы. Справочник
Справочник содержит сведения о расположении московских улиц и о том, как к ним проехать. В книгу включен также схематический план Москвы....

Цена:
120 руб

С. К. Романюк Москва за Садовым кольцом
Москва за Садовым кольцом
В книге рассказывается о тех местах города, которые находятся за Садовым кольцом, в пределах современной городской границы. В этих местах, где когда-то располагались слободы стрельцов и ремесленников, сохранились многие значительные памятники истории и архитектуры, связанные с известными деятелями русской истории....

Цена:
380 руб

Архангельское
Архангельское
Краткий путеводитель рассказывает об истории усадьбы в Архангельском, о дворцово-парковом ансамбле, об интерьерах дворца, о хранящихся здесь замечательных коллекциях живописи, скульптуры, мебели, фарфора, о творчестве крепостных мастеров....

Цена:
175 руб

Старая Москва
Старая Москва
Книга М.И.Пыляева СТАРАЯ МОСКВА печатается в современной орфографии с незначительными изменениями по изданию А.С.Суворина.
СТАРАЯ МОСКВА повествует о древнем городе, быте, нравственных устоях, обычаях, зрелищах и других развлечениях москвичей XVIII - начала XIX столетия. Она была несправедливо оценена современниками и носила почти столетие печать отвержения. Между тем ценность и оригинальность этого труда М.И.Пыляева заключается в попытке живописать биографию Москвы как совокупность биографий проживавших в ней государственных и Boенных деятелей, писателей и артистов, а также москвичей, странность и необычность характера которых сохранилась в памяти поколений. Подобная задача в полном объеме не была осуществлена ни до М.И.Пыляева, ни после него. Думается, что современный читатель оценит по достоинству эту книгу....

Цена:
559 руб

Т. П. Горбачева Петровский путевой дворец
Петровский путевой дворец
Первое издание о Петровском путевом дворце и прилегающем к нему парке - от создания до наших дней.
Судьбы императоров, пышные коронации, малоизвестные детали Ходынской трагедии и славные страницы истории советской авиации - история Петровского замка неотделима от истории нашей страны. Читатель также узнает о новой роли Путевого дворца в жизни современной столицы.
Книга богато иллюстрирована фотографиями, рисунками и старинными гравюрами из собрания Музейного объединения "Музей Москвы". Издание подготовлено в рамках издательской программы музея....

Цена:
466 руб

Эдуард Хруцкий Тайны уставшего города. История криминальной Москвы
Тайны уставшего города. История криминальной Москвы

Эдуард Хруцкий, известный журналист и писатель, много лет собирал материал о криминальной Москве: тайны московских квартир, скрытая жизнь руководства МГБ СССР, знаменитые воры и знаменитые сыщики, а также кровавые банды, свирепствующие в Москве, Галина Брежнева и "золотые мальчики", квартиры-катраны и короли металло-ремонта восьмидесятых...

...

Цена:
410 руб

2008 Copyright © MoscowMSK.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания Москвоведение. Энциклопедия. Компании и фирмы. Новости Москвы. России и Мира сегодня. Прогноз погоды. Политика, бизнес, экономика. Объявления: Работа и вакансии. Знакомства. Полезная информация для туристов: отдых и путешествия. Экскурсии и туры по Москве. Популярные магазины. Продажа товаров и услуги онлайн. | Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. | SkimLinks международная реклама магазинов. | Скрипты Nevius. | Раскрутка сайтов 1ПС. | Хостинг Valuehost.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования